на главную творческий ум творческая жизнь движение к истине
интеллект-форум статьи и книги
рейтинг сайтов
тесты чат контакты
 
авторская школа Васильевых
у нас в гостях - Екатерина Васильева

Екатерина Васильева:"ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО РАЗВИВАЙТЕ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ РЕБЕНКА"

Сегодня мы беседуем с доктором педагогических наук, профессором Екатериной Васильевой. Екатерина является одним из создателей программы по развитию памяти, творческих способностей, обучению быстрому чтению и эффективному конспектированию, которая успешно применяется в "Авторской школе Васильевых", основанной в 1999 году. Мы поговорим о воспитании и развитии способностей у детей. Надеемся, что поднятые вопросы и мнение высококвалифицированного специалиста будут полезны как родителям, желающим помочь своим детям эффективно обучаться в сложных условиях современной образовательной системы, так и педагогам, стремящимся раскрыть в своих учениках их таланты и способности.

Е.Е.Васильева, доктор педагогических наук, профессор - Вы верите в призвание каждого человека? На этот счет существует разные точки зрения: одни считают, что по-настоящему творческий и целеустремленный человек достигнет высот в любом деле, другие же придерживаются того мнения, что каждому человеку предназначена свыше своя профессиональная стезя. К какому из мнений склоняетесь Вы?

- Верю ли я в призвание каждого человека? Да, несомненно. Мы приходим в этот мир с какой-то миссией. И, на мой взгляд, каждый из нас это интуитивно чувствует. Только у одних хватает трудолюбия, целеустремленности, решительности, таланта, в конце концов, чтобы самореализоваться, а у других - нет. Если же говорить о реализации предназначения, то каждый идет своим путем: кто-то становится хорошим специалистом в одной области, в этом случае говорят о таланте, а кто-то становится "революционером искусства или науки", становится "двигателем прогресса", делая открытия в разных областях науки или искусства, в этом случае говорят о гениальности. И вполне очевидно, что талантливых людей гораздо больше, чем гениев. Для человечества ценны и одни и другие. Что же касается сравнения талантливого человека с гением, то ученые до сих пор не определили "четких границ", разделяющих талант и гениальность. Много книг написано на эту тему, и каждый ученый выдвигает свои критерии оценки таланта и гениальности. Всех гениев, по мнению ученых, объединяет то, что они воспринимали свою работу, как служение чему-то большему, служение предназначению.
Вот что писал Леонардо да Винчи во введении к своей анатомии: "Я хочу делать чудеса…, даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности". На такое самопожертвование ради реализации миссии способны не многие…

- Каждый ребенок - настоящий художник и творец, но с возрастом недюженные творческие силы , как правило, покидают его. По-вашему, это закономерность, с которой нужно смириться, или виной тому - "удушающая" атмосфера традиционного образования?

- Действительно творческие способности ребенка постепенно "затухают" в условиях "накачки знаниями". К сожалению, школьная программа в том виде, в котором она существует на сегодняшний момент "уничтожает молодые побеги творчества". Почему? Почему школа из развивающей системы, каковой она должна была быть по замыслу, превратилась в "академическо-казарменную систему"? Причин здесь очень много, и однозначного ответа быть просто не может. Поэтому давайте рассмотрим эти две модели школы, выявим основные "проблемные места" и попытаемся своими силами их устранить.
Итак, рассмотрим школу, как развивающую систему. Помечтаем вместе. Ребенок приходит в школу с удовольствием. Его встречает улыбающийся и доброжелательный учитель. Звонок на урок. Все дети рассаживаются группами по 4-6 человек. Учитель устраивает театрализованное представление, объясняя новую тему. В представлении принимают участие все дети. В ход идут плакаты, музыка, детские рисунки, различные игры. Слышен смех детей и добрый голос учителя. Новая тема усвоена, а теперь работа в группах. Учитель дает задание детям в соревновательном режиме. Дети с большим удовольствием выполняют задание. Учитель подходит к каждому и дает индивидуальные советы и задания. Таким образом, учитель учит детей и в группе, и индивидуально.
Раздаются посильные домашние задания, которые дети выполняют дома легко, быстро, с удовольствием. Итак, учитель в развивающей системе - это мудрый, чуткий, доброжелательный организатор, психолог и помощник, дающий уроки жизни. Ребенок в развивающей системе - веселая, творческая, ответственная личность. Родители в развивающей системе - любящие и добрые помощники.
Обратите внимание, что развивающая система - это слаженная работа учителя, ребенка и родителей.
А теперь давайте рассмотрим современную школу с "академическо-казарменной системой". Родители заставляют ребенка идти в школу. В школе детей встречает строгая учительница, требующая от детей на уроке тишины и послушания. Из кабинета доносятся истошные вопли учителя, громкий смех и ропот учеников. Звонок с урока, и весь класс "пулей вылетает" из кабинета, а учитель облегченно вздыхает: "Отмучилась!". Домашние задания не выполняются вообще, или выполняются "из-под палки", под надзором родителей. В такой системе учитель - это оценщик, строгий цензор, дающий академические знания. Ребенок в "академическо-казарменной системе" - нарушитель спокойствия, лентяй, безответственный хулиган, нежелающий "получать знания". Родители в этой системе - это жертвы, плохо воспитавшие своих детей.
Обратите внимание, что в "академическо-казарменной системе" нет места любви, пониманию, мудрости, творчеству. В принципе, каждый из участников такого обучения является жертвой.
Сравнив эти две системы обучения, думаю, вполне очевидны причины, уничтожающие творческие способности детей:
1) сложная образовательная программа, которая не позволяет учителю вести индивидуально-групповую работу, из-за интенсивности и объема обучения (по сравнению в 1950 годов объем образовательной программы увеличился на 50%);
2) низкая квалификация учителей, как организаторов учебного процесса и психологов-практиков (в большинстве педагогических ВУЗах не обучают педагогическому мастерству и не проводят специальные психологические тренинги);
3) низкая заработная плата учителей, которая не стимулирует учителей к саморазвитию;
4) сложно написанные учебники, которые учитель должен буквально "переводить на русский язык", что делает учеников пассивными слушателями, губит инициативу и интерес к самообразованию;
5) заниженная самооценка учеников, не позволяющая творчески развиваться, из-за страха перед оценкой учителя и наказанием родителей;
6) заниженная самооценка и подавленное психологическое состояние родителей, связанное с упреками учителей, непослушанием детей и сложностью зарабатывания денег.
Как видите проблемы разного масштаба, какие-то из них, например, 5 и 6, мы можем решить своими усилиями, а вот 1, 2, 3 и 4 нам с вами не по силам, т.к. решение этих проблем относится к компетенции Министерства Образования и государства.
Что же делать нам сейчас? Ведь наши дети сейчас растут и развиваются, именно сейчас необходимо развивать их творческие способности. На мой взгляд, необходимо понять суть проблем и решать то, что зависит от нас. Например, мы можем повысить свою самооценку и самооценку своих детей, можем изменить свое отношение к ошибкам, можем научить своих детей справляться с трудностями, можем научить детей запоминать эти сложные учебники, можем поддерживать в них интерес к знаниям собственным примером и т.п. И напоследок хочется пожелать учителям и родителям мудрости, любви и терпения.

- Ни для кого не секрет, что развитие ребенка во многом зависит от воспитания, полученного от родителей. Однако большинство пап и мам не имеют педагогического образования, не знакомы с детской психологией, поэтому часто (порой из самых благих побуждений) , стараясь взять ребенка под свой тотальный контроль, они посягают на его индивидуальность и независимость, чем нередко провоцируют противоположный ожидаемому эффект своего воспитания. Можете назвать несколько простых принципов, придерживаясь которых родители могут расчитывать на определенный успех своей воспитательной деятельности? Скажите также, что Вы думаете о консервативном методе "кнута и пряника"? Вы можете предложить более примлемую альтернативу?

- Действительно, развитие ребенка зависит от воспитания. К сожалению, одни родители искренно считают, что развитие ребенка - это удел детского садика и школы, а роль родителей состоит в том, чтобы накормить и одеть. Другие родители воспитывают ребенка "кнутом", наказывая за любую провинность, третьи - "пряником", не наказывая совсем, а четвертые - искусно сочетают систему "кнута и пряника". Чаще всего, родители не выбирают методы воспитания, а воспитывают так, как и их самих воспитывали. Мало того, многие считают правильным именно их метод воспитания. Я же не хочу сравнивать методы между собой и "вешать ярлыки".
Мне больше нравится другой вариант: просто перечислить основные принципы воспитания, максимально способствующие развитию ребенка.
Вот эти принципы:
1) искренно любить своего ребенка и уважать как личность (Ребенок - это ЧЕЛОВЕК, но маленького роста);
2) разговаривать с ребенком на равных, но ставить только посильные для него задачи (вы должны угадать "зону ближайшего развития");
3) готовность понять ребенка (всегда и при любых обстоятельствах);
4) требовать твердо, но не зло;
5) никогда не обижать и не обзывать ребенка (даже мимикой и жестом нельзя выражать свое недовольство, т.к. дети очень ранимы, и их самооценка зависит от оценки взрослых);
6) оценивайте поступки ребенка, а не его самого (Ты хороший, но больше так не делай!);
7) поддерживать ребенка (Я верю в тебя, у тебя все получится!);
8) хвалить, подбадривать, не скупиться на похвалу;
9) быть примером для подражания;
10) искренно интересоваться жизнью ребенка;
11) знать, что ребенка интересует, о чем он думает (хотя бы догадываться);
12) поощряйте разносторонний интерес, пусть ребенок занимается музыкой, рисованием, спортом и т.п. (пробуя свои силы в разных областях деятельности, ребенок скорее найдет то, что ему больше всего понравится, а, значит, скорее разовьет свои способности и таланты);
13) целенаправленно развивайте способности и таланты ребенка, т.к. это позволит ему быстрее добиться успеха в жизни. Остается только пожелать родителям успеха! И в добрый путь!

Продолжение беседы читайте на нашем сайте в ближайшее время.


Вопросы задавал Ильченко Сергей


liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz