Олег Андреевич Андреев; московская школа
обучения технике быстрого чтения
Олег Андреев:"ЧТЕНИЕ СО СКОРОСТЬЮ 100 000 ЗНАКОВ В МИНУТУ - ВПОЛНЕ ДОСТИЖИМАЯ ПЛАНКА"
На этот раз в гостях у сайта "Творческий подход" научный руководитель Школы Быстрого Чтения, кандидат технических наук, действительный член Международной Академии энергоинформационных наук, автор тридцати изобретений и более ста печатных работ в области создания интеллектуальных обучающих программ Олег Андреевич
Андреев. Наша беседа посвящена уникальной программе интеллектуального и духовного развития личности, которая стала результатом 35-летней работы научной группы Школы Олега Андреева.
- Олег Андреевич, расскажите немного о себе. Где вы родились, как начинали свою научную деятельность? Давно ли возник замысел Вашей уникальной программы и Школы быстрого чтения?
- Я родился в Москве в семье служащего. После окончания Московского Энергетического института по специальности "автоматика и телемеханика" работал в различных НИИ Москвы оборонного профиля. Первое изобретение было создано 1961 году. В 1962 году вышла первая книга по автоматическим устройствам контроля. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию систем автоматического сбора и анализа научно-технической информацией.
В 1970 году возникла идея исследовать процесс обучения быстрому чтению, и проведен первый успешный эксперимент, в ходе которого создана оригинальная методика обучения, в основе своей составляющая суть современного метода.
Уже в 1976 году мы получили приглашение в Кремль для обучения руководящих работников тогдашней кремлевской администрации. Было успешно обучено несколько групп сотрудников. Вся эта работа велась на общественных началах. Параллельно с этим, также на общественных началах, вместе с группой энтузиастов продолжались научные работы и эксперименты по совершенствованию методики обучения. И только в 1988 году ,в годы перестройки, была образована школа быстрого чтения, объединившая всех лучших сотрудников работавших над изучением этой проблемы с 1970 года.
В 1991 году мы получили приглашение в Администрацию президента РФ, где начали работу на договорных началах, а затем работали также в Правительстве России, в ГО и Совете Федерации.
- Ваша программа - плод многолетних трудов. Ведутся ли дальнейшие работы по ее совершенствованию, расширению? Каковы направления этих разработок?
- В 2005 году мы отмечаем 35-летие научной и практической деятельности нашей школы. За эти годы создана уникальная программа интеллектуального и духовного развития личности не имеющая аналогов в мировой практике. Постоянно ведутся работы по совершенствованию программ и расширению. Здесь можно выделить два направления: совершенствование действующих программ и создание обучающих программ.
По первому направлению в 2004 году создаются два новых продукта: видеокурс по программе "Доминанта" на DVD и Интернет-обучение по этой же программе. Сроки выпуска этих продуктов - сентябрь-октябрь 2004 года. Второе направление представлено разработкой новой программы "Радуга" - совершенствование техники чтения детей в возрасте 8-9 лет. Ориентировочный срок создания этой программы - конец 2004 года. Дополнительно до конца 2004 года предполагается выпуск тиража учебников по программе "Спринт" (дети 10-11 лет) и "Старт" (дети 12-13 лет).
- Чем принципиально отличается Ваш образовательный подход от того, что предлагают другие школы быстрого чтения?
- Принципиальное отличие наших образовательных программ в следующем: прежде всего это авторские разработки научного коллектива Школы, защищенные патентами России. Более 30 патентов России защищают оригинальные упражнения наших образовательных программ.
Второе отличие - научная обоснованность наших программ. Как хорошо сказал об этом наш выдающийся ученый академик А.А. Леонтьев: "За практикой работы этой школы стоит наука".
И, наконец, третье отличие - многолетняя практика, доступность обучения и его высокая эффективность. Научная группа одного из институтов психологии провела анализ, существующих в России школ, совершенствующих технику чтения, вывод этой научной группы категоричен: в России существует только одна школа быстрого чтения - это Школа Олега Андреева. Все остальные учебные курсы, как бы они не назывались: эффективное чтение, скорочтение, рациональное чтение и тому подобные не содержат упражнений формирующих устойчивый навык настоящего быстрого чтения.
- Каков основной контингент слушателей Вашей Школы, а также возрастной диапазон учащихся?
- Основной контингент слушателей школьники и студенты. Возраст - от 10 лет, верхний предел возраста не ограничен. Были в практике слушатели в возрасте 80-90 лет.
- Ваша ученица Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения, прочитав 60000 знаков в минуту. Возможно ли побить этот рекорд? Есть ли те, кто подают такие надежды?
- Рекорд скорости чтения - 60 000 знаков в минуту, может быть обновлен. По нашему мнению, 100 000 знаков в минуту - вполне достижимая скорость чтения. До 2010 года этот рекорд будет установлен одним из учеников нашей школы.
- Многие считают, что читать быстро допустимо исключительно образовательный материал. Что касается произведений литературы, то спешка здесь только мешает получению эстетического удовольствия. Так ли это?
- Это не так. В одном из своих выступлений академик А.А. Леонтьев говорит: "Современные школьники читают художественные тексты не как художественные , а видят в них только информацию. Художественному чтению надо учить." У нас это программа "Сатори". Мы создали алгоритм чтения художественных текстов, а также специальный режим чтения развивающий так называемые синестезии. В результате чтение художественных текстов оказывается не только быстрым, но и более эмоционально окрашенным.
-
Если бы Вы стали министром образования, что прежде всего Вы бы изменили в существующей стандартной системе образования, ведь факт - она далека от совершенства?
-
Систему обучения детей чтению. Начальное обучение детей чтению - это прежде всего методика Зайцева. Дальнейшее совершенствование чтения и интеллекта ребенка - наши программы: Радуга, Спринт, Доминанта, Сатори, Ультра-рапид. По нашим данным, успеваемость школьников с 1 по 7 класс может быть повышена в 2 раза, без серьезных капитальных вложений.
-
Ваша школа располагается в Москве. Имеются ли филиалы школы в других регионах России? Если нет, то планируется ли их создание?
-
Филиалы школы уже работают во многих городах России [подробнее]. Также мы принимаем заявки на открытие филиалов в других городах России и за рубежом.
-
Что подразумевает заочное обучение в Вашей школе? Насколько оно эффективно?
- Заочное обучение очень эффективно. Разработаны специальные методики обучения по всем программам, где предусмотрена обратная связь со слушателями. По базовой программе "Доминанта" высылается видеокурс. В ближайшее время выпускается версия на DVD. В конце года открывается Интернет-обучение по этой программе.
- У Вас много работы, однако при этом, наверняка, у Вас есть другие любимые занятия, хобби?
- Да есть любимые занятия: фитнесс-клуб, горные лыжи.
- Развитый интеллект - это, безусловно, замечательно, но чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно нечто большее. Что именно, как Вы считаете?
- Гармонично-развитая личность - это человек, освоивший программы двух направлений самосовершенствования - интеллектуального и духовного. Именно поэтому мы создали комплексную программу интеллектуального и духовного развития личности, сочетающую два этих направления. Мы считаем, что в современном обществе только человек познавший духовные истины способен принимать правильные решения. Все религии мира одинаковы в своих воззрениях на природу человеческих отношений. Их лозунг: доброта, сострадание, любовь к ближнему. И именно эти постулаты внедряются в сознание слушателей программы " Пятый путь". Мы говорим им: " Есть 4 основные религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Вначале изучи их, оцени их духовные истины и только потом сделай выбор, на основе анализа изученного". Свобода выбора - это основа современного демократического общества. Но ему должно предшествовать изучение духовных истин - чего, к сожалению, иногда не бывает.
- В заключение, философский вопрос: в чем, по-вашему, состоит главное предназначение человека?
- В чем главное предназначение человека? Каждый человек приходит в этот мир, чтобы оставить свой след. В своем учебнике "Учимся читать быстро" я привожу одну восточную притчу, которая содержит всю мудрость мира и открывает смысл существования человека. Уместно напомнить её: "Мы рождаемся, страдаем, творим и умираем". Действительно, некоторые люди рождаются только для того, чтобы страдать. Но большинство рождаются для того, чтобы творить, и потому никогда не умирают, а живут вечно в оставляемых ими творениях.
Семь ступеней нашей комплексной программы интеллектуального и духовного развития личности помогают решению этой задачи.