на главную творческий ум творческая жизнь движение к истине
интеллект-форум статьи и книги
рейтинг сайтов
тесты чат контакты
Карты памяти,Тони Бьюзен:уникальная
идея конспектирования.Карты памяти (интеллект-
карты,mindmap.Карты памяти -средство развития

ПЕРЕДОВЫЕ МЕТОДЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Роль конспектирования в любой интеллектуальной деятельности очень велика.Основная функция любого конспекта-приспособить информацию,изложенную в книге,журнале,на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека.Конспект по своей сути всегда субъективен,так как конспектирующий осуществляет своеобразное сжатие воспринимаемой информации,он отбрасывает все,что ни имеет для него особого значения:это могут быть слова и фразы,служащие для организации структуры текста(они призваны поддерживать определенную культуру речи и построения предложений),а также моменты хорошо известные учащемуся и не требующие повторного усвоения.Существует несколько методов конспектирования,однако тотальную популярность до сих пор имеет стандатное представление конспекта,организованного в виде последовательности предложение,списков, перечислений. Этот метод практикуется преобладающим большинством учащихся.Однако в технологиях конспектирования намечается некоторая революция...

СТАНДАРТНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОНСПЕКТ

Этим методом конспектировали не только наши родители,но и ,возможно,прабабушки и прадедушки.Он практически без изменений передается из поколения в поколение.Многие склонны считать ,что все старое и проверенное временем-лучшее.
Однако давайте рассмотрим самые очевидные недостатки такого конспектирования.Во-первых,линейный конспект,представляющий собой усеченный дубликат исходного текста или чье-то речи,поэтому не представляет богатых возможностй для творческой переработки информации.Во-вторых,такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга.Современные научные выводы заключаются в том,что мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений.Фактически только восприняв последовательность слов,несущих определенную мысль,мозг получает возможность обработать ее как единое целое и что-то понять.В-третьих,конспект,построенный традиционно,не предоставляет никаких возможностей для его расширения и модернизации.Все эти недостатки делают процесс обучения на основе построения линейных конспектов малоэффективным и,что немаловажно ,достаточно скучным и утомительным.

КОНСПЕКТ В ФОРМЕ КАРТЫ ПАМЯТИ

Рассматриваемый в этом разделе подход действительно постепенно обретает заслуженную и обоснованную популярность.Авторство метода (Mind Maps)принадлежит известному и совершенно неконсервативному психологу Тони Бьюзену .Бьюзен является советником при правительственных структурах и консультирует многие международные организации,включая IBM,BP,"General Motors"и др.,а также является постоянным лектором в ведущих международных университетах.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА

Метод Mind Maps наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга.Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга,благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа.С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления,что существенно увеличивает запоминаемость материала.Метод требует меньше усилий,чем при традиционном конспектировании,ведение записей осуществляется в менее напряженном творческом режиме.При построении карт идеи становятся более четкими и понятными,хорошо усваиваются связи между идеями;метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения,охватить его "единым взором ",воспринять его как единое целое.
Карты легко поддаются расширению и модернизации ,что позволяет реализовать уже рассмотренный нами принцип ДВИЖЕНИЯ ОТ ОБЩЕГО К ДЕТАЛЯМ.Ваша карта может расти,позволяя вам все глубже и глубже вникать в суть изучаемого предмета.Наконец,отметим,что карты можно легко и быстро повторять.Правильно организованное повторение,позволяет вам очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Богатые возможности,которые предоставляют карты памяти позволяют их использовать для решения самых разнообразных задач.Перечислю лишь некоторые:подготовка к экзаменам, презентациям, докладам, планирование дел,самоанализ,решение житейских проблем и т.д.Постоянное использование методики позволит вам сделать свое мышление более организованным ,четким,логичным.

СУТЬ МЕТОДА

Метод очень прост,к тому же допускает полную свободу ваших действий по его применению,то есть вы можете адаптировать и видоизменять метод под свои индивидуальные особенности.Рассмотрим только основные принципы(более подробно технология рассматривается в книгах Тони Бьюзена,например,"Make The Most Of Your Mind"/"Максимально используй свой разум''/):
*Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств(рисунков ,символов ,стрелочек, шрифтов), поэтому для начала рекомендую вам запастить цветными ручками,карандашами и фломастерами.
*Лист предпочтительно располагать горизонтально,так вы отводите больше места под свой рисунок(конспект),что позволит вам его расширять и модернизировать.
*В центре страницы пишется и выделяется главная идея(например,название изучаемой главы в книге).
*Используя разноцветные ручки,выводим из главной идеи линии(ветви),каждая из которых выделяется определенному рассматриваемому моменту основной темы.
*Каждая ветвь подписывается.Для того,чтобы назвать ветвь подберите определенное ключевое слово,да такое,чтобы оно наиболее полно соответсвовало теме данной ветви.Поначалу это возможно будет затруднительно,но практика в использовании карт памяти,вскоре позволит вам практически не задумываясь выбирать самые подходящие ключевые слова.
*На крупных ветвях помещайте более мелкие,соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям,для их именования также подбирайте наиболее подходящие ключевые слова.
*Вы можете детализировать свой конспект настолько,насколько считаете нужным.Для этого вам нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему "дереву" карты.
*Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво.Размер шрифта подбирайте в соответсвии с важностью данного ключевого слова.
*Обильно снабжайте карту различными рисунками и собственными символами.
*Стрелочками показывайте связи между различными идеями. *Не ограничивайте себя в картотворении.Чем более субъективный характер она будет носить,тем лучше.
На рисунке,который приведен ниже изображен пример использования карты памяти для изучения читаемой вами статьи

Итак,для совершенствовании навыка построения карт памяти требуется практика.Поэтому используйте их везде,где только пожелаете.Практика позволит вам очень скоро стать настоящим ассом в картотворении,так в вашем арсенале появиться очень эффективный и легкий инструмент для конспектирования,размышления, творчества.

Обсудить на форуме
liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz