Из всех живых существ на планете только человек наделен способностью к осмысленному восприятию окружающего мира.Именно благодаря этому уникальному дару человека можно смело назвать венцом творения, логическим и триумфальным завершением созидательной работы Творца.Однако ,как это ни парадоксально люди идут на многое, лишь бы не использовать данную Богом способность думать.И все-таки это неудивительно,ведь умственный труд достаточно сложен и утомителен,он требует от человека развитой воли ,усидчивости и настойчивости . Однако я предлагаю вам взглянуть на умственную работу с другой ,более оптимистичной и привлекательной стороны.Уверяю вас,что думать-занятие ,которое может быть не сколько трудным и утомительным, сколько захватывающим и увлекательным. Посмотрим, может быть я и прав…
ПРЕИМУЩЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Я предлагаю вам свой метод осмысления изучаемой информации,назовем его методом движения от общего к деталям.Для начала приведу те преимущества,которые дает внимательное осмысление изучаемого предмета.
Во-первых,активно размышляя над изучаемым материалом,с большой вероятностью вы обретете искреннюю заинтересованность предметом своего исследования.Это преимущество трудно переоценить(на данном сайте есть статья на эту тему).
Во-вторых,при таком подходе материал хорошо укрепится в вашей памяти,так как вы буквально пропускаете воспринимаемую информацию через себя и адаптируете ее к вашей индивидуальной системе усвоения.
В-третьих,возрастет эффективность практического применения полученных таким образом знаний,возможно,возникнут собственные нестандартные идеи и решения.
В целом метод основан на планомерном формировании конкретных вопросов и активном поиске ответов на эти вопросы.Планомерность состоит в движении от общих понятий к деталям.
СУТЬ ПОДХОДА
Чтобы вы ни изучали,вы всегда имеете дело с некоторой системой,будь то система госудаственная, социальная, психологическая, биологическая или механическая,электронная.Каждая система ,в свою очередь,образована определенной совокупностью взаимосвязанных элементов,в дальнейшем я буду назвать их блоками.Естественно,что любой такой блок тоже по сути дела-система,но иного уровня,которая имеет свою структуру и выполняет определенные функции в родовой (первичной)системе.
Первым делом я предлагаю вам сконцентрировать свое внимание на первичной системе,которая ,собственно,и составляет объект вашего изучения.Вы можете ее изобразить,причем так,как это вам заблагорассудится;некоторым людям это помогает лучше сконцентрироваться.Теперь,глядя на свое художественное творчество,начинайте живо интересоваться выделенным в сознании объектом.Задавайте различные вопросы,связанные с характеристиками рассматриваемой системы,задачами,которые она выполняет,ее роль ,назначение ,происхождение, методы исследования и т.п.На этом этапе вы смотрите на систему,как на некий “черный ящик”, пока не интересуясь его конкретным содержимым,но будучи озабоченным его предназначением и вопросами общего характера.
Обозначив для себя круг вопросов(их лучше записать),идете к источнику, где предположительно находятся ответы на эти вопросы.Читаете материал в поисках ответов,активно удовлетворяя свое уже наверняка проснувшееся любопытство.Чаще всего здесь не следует вгрызаться в каждую запятую,так вы быстро обнаружите то,что ищите,посредством беглого чтения или просмотра.Если вы неплохой читатель,то нужные слова быстро бросятся вам в глаза,ведь вы точно знаете свои цели.
Далее ,когда сложилось достаточно конкретное представление о системе,нашем “черном ящике”,начинаем этот ящик вскрывать.Наша задача “увидеть” те блоки,которые его составляют и обеспечивают его функционирование.Вопросы,которые теперь должны стоять перед вашим внутренним взором примерно следующие:какие блоки входят в состав системы,как они называются,как выглядят(если речь идет о материальных объектах),какую работу выполняет каждый из этих блоков,как они взаимодействуют и т.д.Чтобы осознать функциональную ценность того или иного блока мысленно уберите его из системы.Ну и что теперь?Система неработоспособна или продолжает функционировать но с ограниченными возможностями,вполне возможно ,что ущерба такое вмешательство не принесет вообще,впору задуматься о том достаточно ли ясны вам его функции(или блок действительно лишний?).
Не знаю какой уровень детализации вам нужен,но изучать ситему можно и дальше,погружаясь все глубже и глубже в его функциональные недры.Согласитесь есть разница между подготовкой к экзамену в школе и написанием докторской диссертации,возможно основное отличие как раз в требуемом уровне детализации.
На протяжении каждого этапа детализации очень рекомендую активно использовать творческие ресурсы своего мозга:представляйте себе изучаемые объекты,воображайте их взаимодействия,стройте схемы,рисуйте,придумывайте самые неожиданные аналогии и ассоциации,в общем не давайте скучать своему мозгу,активно стимулируйте его работу. В заключении,предлагаю вам взглянуть на пример использования метода для изучения анатомии человеческого организма(на рисунке ниже).
Очень надеюсь,что метод вам чем-нибудь послужит,но в любом случае благодарю вас за внимание к этой статье.