<%--ТЕКСТ ПОСЛЕ>>>>--%> Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую умную( Г.В. Лейбниц) Стратегия мышления: ищи направление Даже если ваши мысли бурлят ключом и бьют из вас фонтаном, это не значит, что они бьют в верном направлении. Движение мысли надо направить. Прежде чем изобретать идею, запомните основные вехи, на которые следует ориентироваться. • Новизна. Постоянно ищите новые возможности. Именно так были изобретены компьютеры, сотовые, Интернет. Но как мы уже говорили, стопроцентно новые идеи возникают относительно редко. Зато всегда можно изобрести новый наворот. Этим часто пользуются производители автомобилей: добавил новые габариты, контроль заднего хода, «Навигатор» или что-то еще - и продавай очередную супермодель! • Дешевизна. Чем дешевле вам обойдется производство товара, тем больше вы сможете на нем заработать. Поэтому многие западные производители давно смекнули, что в странах третьего мира рабочая сила куда дешевле. В результате большая часть одежды нынче шьется в Китае, а компьютеры вовсю собираются на Таиланде. • Надежность и качество. Именно на этом сделали себе имя японские производители. Постоянно повышая качество продукции, они прославились на весь мир. • Доступность. Любому производителю выгодно расширять рынки сбыта. Тысячи фирм стремятся к тому, чтобы их продукцию можно было приобрести во всех уголках мира. Оглянитесь вокруг. Сегодня пленку «Кодак» можно проявить в любом магазине. В больших городах чуть не на каждом углу по «Макдональдсу». Филиалы известных фирм есть уже на каждом перекрестке. • Дизайн. Красота спасет мир. Современное, яркое оформление наверняка поможет сбыту вашей продукции. Тактика мышления: новые подходы Хороший грибник точно знает, где собирать грибы. А где искать волшебные идеи, на каком дереве они растут? Вот несколько простых способов, позволяющих собрать богатый урожай эффективных мыслей. Следите за конкурентами. Улучшив или упростив их ноу-хау, вы окажетесь хозяином положения. Сэм Вотсон американский мультимиллиардер ничего не придумывал, а вязл идеи у своих конкурентов А японские производители автомобилей «Тойота» взяли несколько американских моделей, разобрали их буквально по частям и тщательно изучили. Затем убрали лишние детали, повысив тем самым надежность и облегчив сборку, и выпустили собственные машины. Нынче Япония - одна из ведущих стран-производительниц автомобилей! По этому же пути пошла компания «Пепси», создав новую газировку по образу и подобию «Колы». Используйте идеи из других областей. В свое время Жак Ив Кусто, разрабатывая аппарат для подводного плавания, взял в качестве образца дыхательную маску для летчиков. Доработав и усовершенствовав ее с учетом других условий (там речь шла о разреженном пространстве, а здесь - о воде) он создал аппарат для подводного плаванья. Проявите наблюдательность. Быть может, то, что используется в иной ветви производства, а то и в прямо противоположной сфере жизни способно в ваших руках принести миллионы. И карлик может встать на плечи гиганта. Так взберитесь на плечи титанов прошлого, мыслите творчески! Адаптируйте под свой бизнес старые идеи, приспособьте их к новым возможностям. Изобретатель телеграфа Морзе долгое время не мог придумать, как можно повысить мощность аппарата. Однажды в дороге он увидел, как на почтовой станции меняют уставших лошадей. Тут-то его и осенило: надо попросту время от времени усиливать сигнал, чтобы мощность не ослабевала. Еще один пример: технологи, создавшие в свое время рентген и лазер, даже не подозревали, как интенсивно их открытия будут использоваться в диагностике или глазной хирургии. Используйте принцип «два в одном». Не стесняйтесь играть в идеи как в кубики, комбинировать их. Хороший пример - шампунь плюс кондиционер «Head and Shoulders». Другой пример - в строительстве домов сейчас самое модное направление - сочетание дерева и камня. Первый этаж делают каменный, второй (интимная зона) - деревянный. Последние несколько лет выпускаются унитазы, которые сочетают в себе собственно унитаз и беде. На этом же принципе основано популярное нынче тай-бо. По сути, это бокс с боевыми искусствами, соединенный с танцами под музыку. А та же аэробика? Физкультура плюс танец! А рекламная листовка с календарем или схемой метро на обороте? Ее не выбросят сразу, а будут носить с собой, постоянно пользоваться. Заодно и ваша реклама всегда перед глазами! Попробуйте что-то убрать или добавить к привычной модели. Не робейте! Оперируя привычными предметами, всегда можно наткнуться на золотую жилу. Одна компания заметила, что жареную курицу почему-то всегда продают целиком. Она принялась продавать отдельно куриные ножки, и владельцы сделали себе на этом состояние. Другой предприниматель стал продавать очищенные орехи, вместо обычных, в кожуре. И тоже неплохо заработал. А третий эти же орехи расфасовал по маленьким ярким пакетикам. Оказалось, что это вообще очень выгодно. Выглядит красиво, стоит дешево, раскупается быстро, а в сумме прибыль значительно больше. Продолжая разрабатывать новые модели магнитофонов, японцы, наконец, создали совсем крошечное устройство. Но кому оно нужно, такое маленькое? И тогда кто-то решился прибавить к магнитофончику наушники. Так были убиты два зайца сразу: слушатели больше не мешали громкой музыкой окружающим, а магнитофончик нашел свое применение и стал гордо называться плеером. Сочетайте несочетаемое. Именно с этого начинались многие знаменитые открытия. Это сооружение я увидел в Эстонии. Представьте себе великолепный корабль, каменный, железный и деревянный одновременно. Причем каменным является остов шхуны, мачты сделаны из железа, а паруса, весьма оригинального вида - из дерева. Называлось сие произведение искусства «Дух викинга» и всякий турист считал своим долгом сфотографироваться с ним рядом. Усложняйте или упрощайте. Производители мобильных телефонов работают нынче именно по такой схеме. На старую основу накручивают все больше и больше модных прибамбасов. Также действуют и многие изготовители автомобилей, добавляя к машине систему «Навигатор», которая по ходу чертит карту и громким голосом объявляет повороты. Другие же компании наоборот двигаются в сторону упрощения. И вместо обычных громоздких мониторов создают небольшие, но элегантные красавцы на жидких кристаллах, без выпирающей задней части. Все, от ксероксов до видеокамер сейчас имеет тенденцию к уменьшению в размерах и к упрощению в применении. Хотя простота эта только кажущаяся, и новая конструкция иногда бывает чрезвычайно сложна. Но ведь покупателю не важно, что там внутри, его привлекает именно несложность обращения. Расширяйте диапазон применения. Всякий раз, выбрасывая на рынок очередную новинку, спрашивайте себя: а как еще ее можно использовать? Например, кислородная маска для летчиков послужила прототипом акваланга Жака Ив Кусто. Зубная бормашина, как оказалось, идеально подходит для резки по дереву или для срезания мозолей. А синяя лампа для прогревания ушей с успехом используется для опред Возьмем эротическое белье. Первые его образцы, прямо скажем, разнообразием не блистали. Зато нынче! Тут вам и цветные изыски от ярко-розового до изысканно-фиолетового, и трусики, в которых иной секс-бомбе показаться не стыдно, и вполне невинные, но очень красивые комплекты. Молчу уж про всякого рода кожу типа «садо-мазо». А началось все с самого обыкновенного белья... Методы мышления: игры всерьез Существует несколько специальных приемов, которые помогают натренировать свой мозг. С их помощью вам удастся научиться неординарно мыслить и быстро принимать решения. Воспользуйтесь ими! Магические вопросы. Есть шесть простых, но весьма действенных вопросов, которые позволяют при необходимости снять мысленный «блок» при столкновении с серьезной трудностью. Мы знаем их с детства: кто? что? где? когда? почему? как? Думаете, такой подход наивен? Нисколько! Очень часто мы не можем найти эффективное решение из-за элементарной нехватки информации или отсутствия ее систематизации. Достаточно детального взгляда на проблему, и вы легко отыщете решение! Пример из жизни: служащие жалуются на завал бумаг на работе, и к отчетности относятся весьма халатно. Что делать? Спросите себя, кто именно не желает следовать подробной процедуре заполнения бумаг? Что включает в себя процедура? Почему она необходима? Как можно было бы доказать ее важность подчиненным? И так далее, и тому подобное. Задавайте не шесть, а десять, двадцать, тридцать вопросов, если нужно И рано или поздно ответ будет найден. Взгляд со стороны. Очень часто важно бывает понять, как смотрят на ту или иную трудность люди вокруг вас: клиенты, сотрудники, партнеры. Однако, как говорил французский писатель-моралист Ф. Ларошфуко: «Для того, чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе». Умение смотреть на дело «со стороны» вы можете потренировать на пару с коллегой. Просто обменяйтесь с ним мнениями по поводу возникшей проблемы. Затем определите круг людей, которых она может коснуться. Представьте себя попеременно на месте каждого из них и выскажите вслух их суждения. Вжившись в эти роли (желательно также делать пометки на листе бумаги о различных мнениях), вы и в самом деле сумеете взглянуть на ситуацию чужими глазами. А сравнив чужое мнение со своим собственным, сможете найти правильный выход. Картинки-стимулы. Для генерации идей и поисков нестандартных решений, надо себя постоянно чем-то подхлестывать. Здесь на помощь придет, что угодно, вплоть до детских книжек с картинками. Уже доказано, что яркие изображения стимулируют творческое мышление. Глядя на рисунки или фотографии-стимулы, мы отвлекаемся от окружающих проблем, сосредотачиваемся на ситуациях, которые видим на изображениях. На любой картинке можно увидеть проблему и придумать массу гениальных путей ее решения. Почаще развлекайтесь таким способом, и ваш взгляд на окружающие трудности станет иным. Креативная лингвистика. Один из прекрасных способов снять оковы с мышления - игра с пословицами, афоризмами, крылатыми выражениями. Напрягитесь! Ведь вы наверняка помните десяток умных высказываний, а может и не один. «Семь раз отмерь - один отрежь», «В тихом омуте черти водятся», «У семи нянек дитя без глазу», «Повторенье - мать ученья»,... Давайте, не ленитесь, вспоминайте. Ради тренировки возьмите любую из глобальных проблем сегодняшнего дня, начиная с экологии и заканчивая бандитизмом, и... ищите решения. А мудрые афоризмы должны послужить ключом к разгадке, примеряйте их к различным обстоятельствам. Если справитесь с мировыми проблемами, собственная не покажется такой уж сложной. Комбинаторика. Эта игра для взрослых действительно очень полезна для развития творческого мышления. Желающим попробовать предлагаю заготовить несколько десятков картонных карточек, и вооружиться терпением. Сценарием для игры-тренировки может служить как ваша личная ситуация, так и любой воображаемый случай. Мы, к примеру, возьмем частную клинику, где дела идут из рук вон плохо. Надо повышать качество обслуживания. Следовательно, нужны новые идеи. Рассмотрим основные «переменные». Это -пациенты клиники, ее службы и врачи. Естественно, каждая из «переменных» очень разнородна. Пациентами могут быть участники исследований, которые проводятся в клинике; те, кто там лечится, и даже те, кто регулярно проходит обследование. Точно так же, в персонал входят сотрудники, начиная от главврача и кончая уборщицей. Продолжайте в том же духе, и запишите все возможные составляющие на карточках. Смешайте каждую из трех «переменных» и возьмите по одной карточке из каждой пачки. Теперь смотрим, что получилось, и сочиняем очередную идею, используя выбранную комбинацию. Скажем, сочетание «уборщик - парковка - пациенты, пришедшие на осмотр», предполагает, что мытье машин на парковке можно сделать постоянной услугой для посетителей клиники. Комбинация совершенно разных вещей иногда дает очень интересный результат. Кто-то очень догадливый заработал в свое время очень неплохие деньги, соединив вместе трубочку для коктейля, полусферу от детской погремушки на коляску и легкий шарик из пенопласта. На конец согнутой трубочки надевалась полусфера, в которую вкладывался шарик. Если в трубочку подуть, шарик поднимался и начинал крутиться в воздухе. Это зрелище вызывало дикий восторг у детей. И такие, сделанные из копеечных вещей, игрушки расхватывались в свое время в цирке «на ура»! Пробуйте, и вам тоже понравится комбинировать! И, может быть, таким способом будет легче решить вашу собственную проблему. Охота за идеями. А еще: что вам мешает делать деньги из того, что под ногами валяется? Кстати, именно такая наблюдательность, охота за идеями, и характеризует потенциальных богачей. Они видят деньги всюду. Стараются вкладывать по минимуму, а зарабатывать по максимуму. В конце концов, чем меньше денег потратишь, тем меньше ты рискуешь. Скажете, невозможно заработать не инвестируя? А один мой друг делает это постоянно. Недавно свел две биржи и получил за это три тысячи долларов комиссионных. Потом пригласил журналиста написать заказную статью о главе своей бирже. Журналисту заплатил пятьсот долларов, себе в карман триста положил. Так-то! А еще можно получать проценты, продавать идеи, давать консультации... Одна фирма, специализировавшаяся на обслуживании ресторанов и ночных клубов, давала броские объявления, приглашая молодежь «на работу с обучением». Теоретически обучение длилось три месяца, при этом юношам и девушкам ничего не платили. В конце концов, работе стриптизерши или официанта можно обучить за неделю, а все остальное время компания спокойненько использовала бесплатную рабочую силу. И через три месяца организовывала новый «набор» студентов. Был у меня такой знакомый, который сделал себе первоначальный капитал совсем из «ничего». Он собирал на промышленных и бытовых свалках цветные металлы и сдавал их. Еще интересней поступил другой: он рассылал письма с предложением надомной работы. Инструкции по работе высылал по почте наложенным платежом за небольшую сумму. Инструкция же содержала предложение заработать деньги таким же способом. Поскольку сумма оплаты была невелика, никто на такую шутку не обижался, а человек сумел прилично заработать. Как видите, ключ к успешным идеям - мысли, направленные на деньги. В этом нет ничего зазорного. Вы стремитесь к вершинам богатства, а оно, быть может, валяется прямо у вас под ногами! ПРОДОЛЖЕНИЕ>>>
|
---|