КРЕАТИВНОСТЬ-ЗАЛОГ ВАШЕГО УСПЕХА!
|
---|
Думаю, никто не будет спорить с тем, что жизненный успех во многом зависит от решений, которые мы принимаем. Однако, как правило, на одно удачное решение приходится десяток неудачных. Как считал Франсуа де Ларошфуко: «Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, предоставляет нам без разбора все возможности сразу».
И как же выбрать лучшую из этих возможностей? Умные мысли никогда не приходят сразу и сами по себе. Они - плод работы нашего мозга, и выбор удачного решения - это всегда результат перебора решений менее удачных и даже неудачных совсем. Как автор придумывает заголовок к книге? Выписывает кучу вариантов и выбирает лучший. Из десятка, дай бог, один окажется подходящим. Так и в баскетболе - в среднем из десяти бросков в корзину попадает только один. Но недаром говорят, что и неудачный бросок - тоже результат. Он позволяет приобрести необходимый опыт и еще на шаг продвинуться к будущему успеху. То же самое можно сказать и о боксе: из серии ударов пробьет оборону противника лишь один.
Французский писатель Вовенарг советовал: «Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности». Главное - уясните себе, правильных решений, по сути, не существует, это абстракция. Зато есть решения оптимальные. То есть такие, которые более всего соответствуют ситуации. Наша жизнь так сложна и запутана, что порой лишь по прошествии длительного времени возможно определить, насколько верно было то или иное решение. Следовательно, лучше всего «исходить из контекста». Одну и ту же ситуацию можно разрешить прямо противоположными средствами - важны сопутствующие обстоятельства.
Вся наша жизнь есть цепочка решений, которые нам приходится принимать. Успех сопутствует тем, кто с завидной регулярностью умудряется принимать оптимальные решения. Чем таких «попаданий» больше, тем лучше результат.
И все-таки, когда вы сталкиваетесь с необходимостью принять решение, особенно если речь идет о том, как развернуть свой бизнес, распорядиться большими деньгами, нетрудно растеряться. Естественно, вы чувствуете огромную ответственность и тревогу. Но если вам известен алгоритм принятия решений, то любая задача будет по плечу! Именно с этой волшебной формулой я хочу вас познакомить.
Иной раз нас осеняют гениальные мысли, но чтобы выбрать лучшую из них, необходимо все просчитать и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Вот оно, правило номер раз: ваше решение должно быть «экологически чистым». То есть не вызывать неприятных последствий в будущем, пусть и не слишком близком. Ведь часто кажущийся эффективным выход на деле вызывает массу проблем.
На своих тренингах по принятию решений я обычно прошу учеников выполнить упражнение с сигаретами. Кладу перед ними пачку «Парламента», предлагаю им вообразить себя владельцами данной фирмы и обрисовываю ситуацию: конкуренты зажали, сигареты плохо раскупаются. Что делать будем? Сразу появляются интересные идеи. Нет, говорю, сначала давайте составим портрет потребителя. Кто такие сигареты курит? Так, мужчины, лет тридцати-сорока, достаточно обеспеченные и т.п. Только поняв, кто твой потребитель, можно начинать играть с параметрами и пачки, и самих сигарет:
• менять форму, цвет, размер, атрибуты упаковки; • менять внешний вид сигареты (с полосой, без полосы); • менять состав сигареты: табак, фильтр и т.п.; • добавлять всяческие прибамбасы: самозатухающая сигарета, а также зажигалка, жвачка, компас и мало ли что еще в пачке и т.п. Прежде чем окончательное решение будет принято, я задаю аудитории простой вопрос: а мы не прогорим, добавляя ту или иную штуку? Что, по-вашему, особенно заинтересует потребителя, но при этом не слишком дорого обойдется фирме? Тут все, конечно, сразу забывают об абсурдных предложениях, вроде сигарет с фосфором и тому подобного. Группа сосредотачивается на простых и эффективных изменениях, вроде нового дизайна пачки, лотерей для привлечения новых покупателей и прочего. Ведь дорогие «навороты» многим людям не нужны. Здравый смысл побеждает всегда! Стоит отметить, что данный «курс» я веду уже восемь лет. И с удивлением стал замечать, что те перемены, о которых ученики говорили на тренингах, и в самом деле стали происходить с сигаретами! Нет, конечно же, производители табака идеи с моих занятий не крали. Просто здравые и экономичные решения всегда очевидны, буквально в воздухе носятся. Существует несколько правил выбора новых решений. Они вполне применимы к повседневной жизни и очень хорошо срабатывают в бизнесе, где на умении решать строится решительно все. Замечено, что максимально быстро правильные решения принимают именно люди успеха. А также те, кто умеет за короткое время заработать приличные деньги. Я на тренингах ввел именно такой алгоритм принятия эффективных решений. Как заработать большие деньги? Выстроить аккуратную цепочку верных решений и не забывать время от времени ее корректировать. Так, звено за звеном, решение за решением вы вскоре доберетесь до больших прибылей. Неверные же выводы неизменно ведут к финансовому краху, примерно как в известном анекдоте: Горбачев тогда был только первым секретарем Ставрополья. Звонят ему как-то раз с птицефермы. - Михаил Сергеевич, куры не несутся! - Ничего страшного. Зеленую табличку ставьте перед каждой клеткой с курочкой, и все будет хорошо. Позвонили снова: - Не несутся, Михаил Сергеевич! - Рисуйте на зеленом фоне белый треугольник по центру. Опять звонок: - Михаил Сергеевич, не несутся! - Ставьте в центре треугольника красную точку. Звонок: - Михаил Сергеевич, куры подохли! - Жаль, а у меня еще столько замечательных решений! Помните: все дело в волшебной «нити Ариадны», ведущей к успеху. Когда я провожу семинары на «денежные» темы, то непременно обучаю посетителей тренингов умению принимать решения. Кстати, в свое время, когда я работал в Минздраве РФ, и вместе с коллегам курировал государственную научно-техническую программу «Здоровье населения России», мы, прежде всего, сосредоточились на отработке алгоритма эффективного решения проблем. Решение хорошо только тогда, когда его можно использовать. Как только вам в голову придет очередной десяток гениальных мыслей, выберите из них одну. Самую лучшую. Здесь действует несколько критериев: • решение должно пользоваться спросом; • решение должно быть применимо к существующей проблеме; • решение должно удовлетворять существующую потребность; • решение должно приносить выгоду клиенту; • решение должно отличаться от мыслей конкурентов. Ясное дело, любому предпринимателю не помешал бы волшебный оракул, который подсказывал бы, что верно, а что нет, и выдавал бы прогнозы на будущее с гарантией. Однако, такого чуда из чудес нет даже у президентов. Придется вам полагаться на собственную голову! Здесь-то вам и помогут несложные правила, которые я предлагаю. Правило логики. Отбросьте все эмоции, оценивая создавшуюся ситуацию. Решать по принципу «нравится - не нравится» может себе позволить только малыш из детсада. Для вас же важны такие критерии, как эффективность решения, результат к которому он приведет: бесполезно или все же стоит попробовать? Правило новизны. Не отрицаю: старые, проверенные решения помогают во многих случаях. Однако мир вокруг нас чрезвычайно быстро меняется, а ситуации бывают очень разные. Вот почему к новым проблемам необходимы оригинальные, свежие решения. Старые могут попросту не сработать. Правило сути. Тщательно проанализируйте проблему. Определитесь с ее структурой, причинами, которые создали неприятную ситуацию. Частенько люди, вместо того, чтобы решать актуальный вопрос, сосредотачивают внимание на незначимых мелочах. Правило альтернативы. Не стоит сосредотачиваться на одном единственном варианте решения. Надо иметь возможность выбора. Говорят, из двух зол выбирают меньшее. А если вместо двух «отрицательных» возможностей, у вас будет заготовлено и несколько «положительных» вариантов? Правило удовлетворительного решения. Помните: лучшее - враг хорошего! Если вы потратите все время на поиски идеального варианта, решение так и не будет принято. Берите то, что является подходящим для конкретного момента. Мир наш несовершенен и очень многообразен. Единственно верного решения для вашей ситуации наверняка не существует, «правильных» вариантов - миллион! Правило вопросов. Как мы уже много раз говорили, самый простой способ проверить, насколько удачно и оригинально ваше решение - задать себе вопросы. Например: • Насколько ново то, что я задумал? • Насколько это необычно? • Насколько это будет хорошо? • Как это сделать проще и лучше? Обдумайте проблему со всех сторон, «бурите» ее бесконечными вопросами. Получая ответы, ставьте на их основе новые вопросы. И так - пока не доберетесь до донышка проблемы. Только так вы сумеете увидеть ее полностью. Правило критики. Самокритика - лучший друг предпринимателя. И пусть другие тоже от всей души высказывают свое мнение. Внимательно прислушивайтесь к окружающим, выносите на их суд свои решения. Ведь всем нам свойственно смотреть на собственные проблемы сквозь «розовые очки». Правило опыта. Вспомните, как вам удавалось принимать эффективные решения в прошлом. Припоминайте и неудачи, к которым приводила неверная оценка ситуации. Действуйте, исходя из опыта. Правило вызова. Стоит иной раз усомниться в догмах, доминирующих в вашем сегменте рынка. И попробовать сделать что-то не так, как преуспевающие конкуренты. Так, фирма «Body Shop» решила отказаться от постоянных изображений худющих моделей на рекламе своей продукции (а производила она косметику), что повлекло за собой массу оригинальных рекламных решений. Достаточно отказаться от очередного «золотого закона», которому следуют большие компании и результаты вас поразят. А ведь такого рода правила используются аж в девяносто восьми процентах случаев. То есть свою голову большинство бизнесменов заставляют работать лишь в двух случаях из ста! Разве так сложно заметить абсурдность старого, задать пару глупых вопросов и сосредоточиться на улучшении какого-то параметра бизнеса? Вы и сами удивитесь, как далеко можно зайти... Правило незаметных тенденций. По мнению немецкого писателя Георга Лихтенберга «следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал». Используйте то, чего сегодня никто еще не заметил и что завтра будет править миром бизнеса. Будущее нельзя предсказать, но его можно сделать своими руками. Возьмите то, чего пока не успели разглядеть конкуренты и используйте на все сто. Ищите новинки в самых отдаленных областях технологий, развлечений, моды, политики. И ваше терпение будет вознаграждено! Правило «шкуры клиента». Вам не помогут банальные опросы тех, кто уже давно прибегает к услугам вашей фирмы, и, следовательно, более-менее доволен качеством сервиса и продукции. Необходимо открыть новые, пока не выраженные потребности. Ведь когда-то не было Интернета, CD-плееров, цифровой музыки. Кто-то их изобрел, а чем вы хуже? Помните: ваш союзник - не удовлетворенный, а раздраженный клиент. Как считал французский писатель Франсуа де Ларошфуко, «разумнее предпочесть разумное порицание опасной похвале». Только так вы выясните, чего на самом деле хотят люди. Неплохой способ искать новые идеи: на один день превратится в клиента собственной фирмы и ощутить на себе все прелести собственного сервиса... Правило компании-конструктора. На чем основан рост фирмы? На ее брэндах, отношении с клиентами, на навыках и идеях сотрудников. Все это - кубики одного конструктора под названием «Ваша компания». На дело можно взглянуть шире. Что, если весь рыночный мир - такой же конструктор? Вспомните о своих активах и подумайте, что можно взять из внешнего мира, дабы обновить работу компании. Запомните главное: лучше хоть какое-то решение, чем полное его отсутствие. Выбрав определенный способ действий, вы успокоитесь, перестанете дергаться и испытаете чувство глубокого морального удовлетворения: ведь, что бы там ни было, вы нашли в себе силы решить сложную задачу. Как и любое законченное дело, принятое решение доставляет удовольствие, а значит, в следующий раз вы возьметесь за поиск выхода с большей охотой. И наоборот: нерешительность в одном случае приведет к сбоям в решении других проблем. В конце концов, жизнь не останавливается. И даже неверное решение можно будет рано или поздно исправить. И теперь, когда вы научились масштабно видеть, ставить перед собой суперцель, творчески подходить к ее выполнению, создавать идеи, выбирать лучшие из них и принимать оптимальные решения, вам осталось только действовать! Ибо, как говорил Бомарше, «для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знания». А математик Паскаль утверждал, что «случайные открытия делают только подготовленные умы». И поскольку вы уже вполне подготовлены - все в ваших руках!
|
---|