КРЕАТИВНОСТЬ-ЗАЛОГ ВАШЕГО УСПЕХА!
|
---|
Ты сам творец своих благ
и причина своих бедствий
(П.С. Марешаль)
Мы уже знаем, что креативность необходима нам для достижения успеха, и что успех и деньги - понятия практически неразделимые. Но как добиться жизненного успеха и материального процветания? На чем именно можно хорошо заработать? Пораскиньте мозгами, какой товар является самым дорогим в двадцать первом веке? Разумеется, идея! Тот, кто умеет создавать новые идеи, способен делать деньги из воздуха. У него голова, в буквальном смысле, набита золотом. Вся проблема в том, что придумать нечто принципиально новое чрезвычайно трудно. Ведь можно всю жизнь что-то изобретать, да так ничего и не добиться. Я веду тренинг. Объясняю ученикам, как правильно падать назад со стулом. Демонстрирую технику безопасности, а затем и само падение. Внешне кажется, что мне, как минимум, гарантирована сломанная шея. Но на самом деле, все совсем несложно. Ученики пробуют сделать то же самое раз, другой... И внезапно понимают, что их прежние убеждения насчет опасности гроша ломанного не стоят. Надо лишь знать, как и куда падать, заранее все прокрутить в голове и быть в себе уверенным. После экспериментов со стульями, мы переходим к прогулкам по битому стеклу. Достаточно сменить свои убеждения, приучить голову к созданию новых идей, и можно не только по стеклу ходить, но и лицом туда погружаться, тушить рукой факел или хватать нож за лезвие. Прохождение данного тренинга позволяет понять, насколько важно отказаться от старых убеждений, выйти за рамки привычных стереотипов. Только тогда появится возможность и желание делать вещи, на которые никогда бы не решился в иных обстоятельствах. И даже если ваша идея не будет самой оригинальной в мире, но будет простой и эффективной, деньги потекут к вам рекой. Чем проще использовать вашу идею на практике, тем скорее к вам потекут денежки. Однако, чтобы новая мысль принесла доход, надо ее внедрять, действовать четко по алгоритму, собственному бизнес-плану. И это понятно. Другой вопрос, откуда такую умную мысль взять? В конце концов, ждать пока вас «осенит» можно всю жизнь. Увы, чаще всего, думая, люди просто перебирают в голове собственные предрассудки. Им неизвестны хитрые приемы мышления, без которых на рынке идей делать нечего. Это как в борьбе: невозможно победить мастера, если сам ты не знаешь ни единого приема. Но ничего страшного! Этим волшебным формулам легко можно выучиться (см. часть I). Как говорил Нильс Бор, метод всегда лучше открытия потому, что, если он эффективен, с его помощью можно сделать массу других открытий. Помните: судьба постоянно подбрасывает задачи и проблемы, так что выхода у вас нет, пора учиться думать эффективно, или вас ждет проигрыш. Как правило, придумывать оригинальные идеи для того, чтобы получить большую прибыль, людям мешает элементарное отсутствие желания, лень, нехватка знаний и времени. Но задумайтесь: даже если вы станете работать круглые сутки вместо положенных восьми часов, сколько денег вы выручите в итоге? Разве те, кто зарабатывает в десять, в сто, в тысячу раз больше, трудятся целыми днями? Вовсе нет. Просто их труд эффективнее вашего, они сумели повысить свой КПД. Именно на увеличение производительности труда и должны быть направлены ваши идеи! Здесь я вкратце приведу наиболее полезные приемы поиска идей. Для начала запомните три главных правила. • Надо верить! Вы заранее должны знать, что нужное решение проблемы будет найдено. Тогда шансы на то, что гениальная мысль придет-таки вам в голову резко возрастут; • Надо желать! Убедите собственное подсознание, что вы очень хотите найти идею. И оно сработает в нужном направлении. • Надо думать! Подсознание - мощное оружие, но раскачивается оно медленно. Дайте ему немного времени. И тогда оно само «испечет» идею, а вы получите готовый горяченький пирожок! Оглянитесь вокруг! Мир просто кишит новыми идеями. Надо просто их заметить. Взять что-то из другой отрасли, другой сферы жизни. Использовать старую мысль таким способом, до которого еще никто не додумался. Нет, воровать у других не надо. У других надо учиться. И помните, что все вокруг нас было когда-то кем-то придумано. Эти люди тоже волновались за свои идеи, сомневались в эффективности своих мыслей. А сегодня мы не можем представить свою жизнь без их изобретений! Не бойтесь новизны. К примеру, такие лекарственные средства, как виагра и аминазин прежде применялись совсем в других областях медицины и приносили там не так уж много дохода. Однако их эффективное использование для иных лечебных целей позволило «создателям» сколотить неплохое состояние. Вначале аминазин «работал» в анестезии, а в итоге оказался замечательным нейролептиком, который сейчас активно применяют в психиатрии. Виагра изначально была сосудистым препаратом, а нынче является средством номер один в сексопатологии. Я знаю одного директора лицея, который умеет черпать идеи отовсюду, и главным поставщиком его идей являются дети! Он постоянно задает им маленькие сочинения, мини-проекты на интересующие его темы, устраивает дискуссионные клубы, костюмированные балы, различные конкурсы, предлагает издать свою газету и т.д. и т.п. А затем перерабатывает их выдумки, направляет их мысли в нужное ему русло. В результате в лицее есть свое издательство, Центр повышения квалификации преподавателей, работают различные студии, спецкурсы, проводятся всероссийские конкурсы. И все это приносит немалую прибыль лицею. Я и сам не гнушаюсь использовать чужие идеи на своих тренингах, творчески их переработав. К примеру, приемы карате или айкидо вполне могут служить основой полезных психологических техник. Как говорил Мишель де Монтень: «Очень полезно оттачивать или шлифовать свой ум об умы других». Главное, помните: не та идея хороша, которая нова, а та, которая легка в применении. Нет ничего проще стандартного «шведского стола», и популярнейший в Москве ресторан «Елки-палки», положивший в основу обслуживания именно этот принцип, нынче преуспевает. Обыкновенный леденец на палочке, под названием «Чупа-чупс», сейчас продается более чем в ста странах мира. Чрезвычайно важно мыслить концептуально. Проще говоря, уметь посмотреть на идею «сверху», проследить, как она соприкасается с другими областями бизнеса, с иными ее потребностями. Ведь все работает только в комплексе. Необходимо вовремя выбросить из головы один крайне вредный миф. А именно, в зубах навязшее утверждение: «Я человек не творческий, и потому ничего выдумать у меня все равно не получится». Это говорит ваша несчастная самооценка, опущенная вами ниже плинтуса. Сломайте старое убеждение и настройте себя на творческий лад! Прежде чем отправляться в поход за идеями, стоит вооружиться воображением и наблюдательностью. На тренингах я ставлю перед учениками стул и предлагаю им изобрести двадцать способов его использования. Обычно упражнение проходит туговато. Но всегда можно определить настоящих предпринимателей: они быстренько соображают, что из этого стула можно извлечь. Почему у остальных это получается хуже? С годами мы привыкаем к стандартным и неоригинальным решениям, наше мышление застывает в привычных формах. Но ведь вы когда-то были ребенком и при желании могли превратить тот же самый стул в дом, машину, пароход, во все, что угодно. Как я уже говорил, детское мышление полно нестандартных идей. А кому нужна идея, которая неоригинальна? Может, попробуете ненадолго отбросить серьезность? И спросить себя, когда вам понадобится новая идея: «А что, если...»? Еще Альберт Эйнштейн говорил, что воображение важнее, чем знание. Творческий настрой должен стать вашим главным советчиком. Помните всенародно любимый мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену? Один из его создателей говорил, что творчество всегда есть нечто новое, то, что ломает устоявшиеся традиции и каноны. Хотите создавать необычные вещи? Почаще обращайтесь к своему «внутреннему ребенку». Но не забывайте, бесполезные изобретения не нужны никому. Всегда думайте о том, какую прибыль и выгоду принесет претворение вашей идеи в жизнь. В свое время гениальный американский изобретатель Гаррингтон Эмерсон (тоже вовсю использовавший чужие идеи для создания своих) любил повторять, что однажды он уже сделал продукт, в котором никто не нуждался, и с тех пор дал себе слово придумывать лишь то, за что люди готовы платить деньги. Уолт Дисней создал в свое время очень красивую канитель, но ее никто не купил, и он решил больше не тратить время на бесполезные вещи, даже если их никто до этого не делал. Когда я писал свою кандидатскую диссертацию, мы многообщались со своим руководителем. Однажды комнату, запыхавшись вбежал аспирант, который радостно сообщил, что он нашел тему, о которой никто в мире не писал. И он вкратце рассказал содержание этой темы. Профессор задумался, а потом заявил: а может быть. По этой теме вообще писать не стоит.. С другой стороны, из любого правила есть исключения. Как известно, Леонардо да Винчи спроектировал парашют задолго до появления первых самолетов, на которых его можно было бы использовать. Чтобы верно оценить свою идею, вам понадобится мнение посторонних (слишком часто мы склонны принимать желаемое за действительное), мнение специалистов и, что еще важнее, ваших клиентов. Однако и тут бывают нестандартные случаи. Наша жизнь непредсказуема и возможно даже специалист не сумеет определить, что принесет ваша идея в будущем. Знаете ли вы, что в свое время создатели ксерокса провели исследование рынка, и результаты опросов показали, что их изобретение никому не нужно? Сейчас об этом смешно вспоминать. Нередко новинка сама по себе создает клиентов с новыми потребностями. Ведь существуют скрытые желания, о которых люди до поры до времени не догадываются. Возможно, ваша идея не найдет себе немедленного применения, но уже через два-три года на нее будет большой спрос. Лет шесть тому назад я начал проводить тренинги по брэндингу, но тогда это мало кого интересовало. Зато сейчас желающих хоть отбавляй! Точно также, моя программа «Прорвемся!» (по выработке стойкости) до кризиса 1998 года была не слишком популярна. Зато после «черного августа» народ туда так и повалил. Так что верьте себе и своей изобретательности! Философы Востока говорят, что в бегущей воде невозможно увидеть свое отражение. Для этого нужна спокойная, ровная гладь. А потому иногда стоит остановиться и подумать. Не бойтесь расслабиться. В напряженном состоянии мы многого не замечаем. А вот если подходить к жизни с юмором и не забывать, что она не более чем «игра», можно многого добиться. К тому же, бизнесмен должен жить в «режиме локатора». Ведь мир вокруг нас полон информации. Совершенно тривиальные вещи могут подсказать решение проблемы или указать путь к миллионам. Сыграйте в одну игру: поищите вокруг себя предметы, которые вы могли бы использовать в своем бизнесе. Например, цветы можно взять для украшения офиса и привлечения клиентов. Еще лучше посадить их в нестандартные горшки, сделанные на заказ. А улучшенное оформление придаст офису более авторитетный вид и т.п. Теперь задачка посложнее: какие предметы можно использовать... как идею? Вон та настольная лампа, например, представляет идею света. Быть может, лучшая освещенность ваших магазинов позволит продать больше товара? А если в качестве подсветки поставить аквариум с живыми экзотическими рыбками? Не привлечет ли это дополнительных покупателей, которые зайдут полюбоваться на диковинных обитателей моря, а заодно и купят что-нибудь. Жизнь полна подсказок. Важно только правильно ими воспользоваться. Если чужая идея, измененная применительно к вашим нуждам, принесет вам деньги, колебаться не стоит! ПРОДОЛЖЕНИЕ>>>
|
---|