памяти.Карты памяти (интеллект-карты,mind-map)-
уникальное изобретение психолога Тони Бьюзена.
КАРТЫ ПАМЯТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ
Дорогие друзья,мы продолжаем знакомить вас с уникальной методикой карт памяти(интеллект-карт Mind Map) /смотрите статьи "Передовые методы конспектирования" , "Карты ума для лучшей жизни" /. Эта тема действительно неисчерпаема. Предлагаем вам статью нашего партнера по сайту Андрея Малыгина ,в которой рассматриваются перспективы использования карт памяти для управления предприятием в современных условиях.
Преуспеть может только та организация, которая владеет и правильно пользуется информацией. Спорить с этим утверждением никто не сможет, да и в принципе не станет. К сожалению, для большинства современных руководителей оно является чем-то вроде лозунга: звучит хорошо, но по сути бессмысленно. Попробуем разъяснить, что мы подразумеваем под информацией, владением информацией и ее использованием.
Все, что происходит в процессе ведения бизнеса, и есть информация. Здесь все что известно о клиентах (постоянных, текущих, потенциальных, ушедших к конкурентам) - их координаты, платежеспособность, пристрастия, слабости и т.д. и т.п. Здесь все, что известно о конкурентах - их координаты, услуги, цены, преимущества и недостатки. Здесь все знания специалистов - что и как нужно делать, чтобы добиться нужного результата; знания финансистов - где, у кого и на каких условиях можно раздобыть деньги, что сделать, чтобы снизить налоги, как не выплатить слишком много денег сотрудникам; знания управленцев - как правильно обращаться с сотрудниками, чтобы они хорошо работали и были довольны зарплатой.
Кроме того, здесь же все изобретения, технологии, бизнес-процессы, договора с поставщиками и дилерами, все, что касается рекламы - что, где, когда и как рекламировать дешево и эффективно. Перечень далеко не полный, но для иллюстрации сказанного хватит. Все эти данные постоянно изменяются и дополняются, так что информация льется непрерывным потоком или даже несколькими потоками. Из этого следует, что есть еще один жизненно необходимый руководителю всей организации вид информации - информация о том, как удержать в памяти все эти данные, как соединить вместе знания многих людей, как правильно управляться с информационными потоками.
Информация бывает "живая" и "мертвая", то есть работающая и неработающая. Это, в общем-то все знают. Но попробуем опять же определиться с терминами. Специалисты в области искусственного интеллекта разделяют знания на два вида - декларативные и процедурные. Декларативные - это те знания, которые можно хранить в форме данных, описаний, грубо говоря, это ответы на вопросы "что, где, когда, почем" и тому подобные, в общем, справочная информация. Именно такими знаниями наполнены справочники и базы данных.
Процедурные - это те знания, которые относятся к ответам на вопрос "как?", например, как можно что-то сделать. В основном это технологии стратегии и тому подобное. Их далеко не всегда можно записать в силу огромного объема заложенной сюда информации, а также ее трудноуловимости. Например, все врачи изучают технику выслушивания больного с помощью фонендоскопа, но есть великолепные врачи, которые могут услышать и понять гораздо больше, чем все прочие. Почему? Да потому, что в этом деле существует множество нюансов, огромную роль играет опыт, все эти вещи записать просто невозможно!
Так вот, работающая, "живая" информация - это гармоничное сочетание декларативных и процедурных знаний. То есть вы знаете, где и как найти необходимые данные и что с ними делать. Представьте себе такую ситуацию. В организации создана база данных по клиентам. Работает с ней специально обученный человек, он же ее и составлял. В любой момент он найдет любую информацию про любого клиента и предоставит сотруднику, которому она нужна. Так эта база данных работает и приносит пользу организации.
Но вот, допустим, что этот человек уволился. Оказалось, что кроме него никто в фирме не представляет, как работать с базой, как формулировать запрос и искать данные, как получать отчет, как вводить данные о новых клиентах. Получается, что данные есть, ведь база не потеряна и не испорчена, ей можно пользоваться, но фактически пользы от нее нет - о бывших клиентах почти ничего сказать нельзя и новых клиентов занести некуда. Вот и стала информация "мертвой". По сути, можно создавать новую базу, но на это нужно время и силы, а кроме того, потерянные данные.
Так вот, работающая, "живая" информация - это гармоничное сочетание декларативных и процедурных знаний. То есть вы знаете, где и как найти необходимые данные и что с ними делать. Представьте себе такую ситуацию. В организации создана база данных по клиентам. Работает с ней специально обученный человек, он же ее и составлял. В любой момент он найдет любую информацию про любого клиента и предоставит сотруднику, которому она нужна. Так эта база данных работает и приносит пользу организации.
Но вот, допустим, что этот человек уволился. Оказалось, что кроме него никто в фирме не представляет, как работать с базой, как формулировать запрос и искать данные, как получать отчет, как вводить данные о новых клиентах. Получается, что данные есть, ведь база не потеряна и не испорчена, ей можно пользоваться, но фактически пользы от нее нет - о бывших клиентах почти ничего сказать нельзя и новых клиентов занести некуда. Вот и стала информация "мертвой". По сути, можно создавать новую базу, но на это нужно время и силы, а кроме того, потерянные данные о
клиентах - это потерянные деньги и возможности.
Чтобы вся информация работала и приносила доход, необходимо выполнить основные условия. Во-первых, информация должна быть структурирована, то есть она должна быть упорядочена и размещена логичным, понятным и связным образом. Во-вторых, она должна быть снабжена указателями, где и как можно найти определенные данные (это похоже на хорошую карту местности - вы точно знаете, где находитесь, что у вас поблизости, как вам добраться до нужного пункта). В третьих, все заинтересованные лица в организации должны быть обучены работе с этой информацией. Они должны знать, как информация структурирована, где размещена и как ее искать с помощью указателей. Более того, в идеале, они должны ее постоянно задействовать, уточнять и дополнять.
В этом плане огромные возможности предоставляют интеллект-карты (они же - карты ума). Что это такое и как их составлять, здесь писать не будем. Сейчас многие представляют себе это, а кроме того, есть ресурсы, которые исчерпывающе отвечают на эти вопросы. Составляя интеллект-карту, вы как раз проделываете основной объем работы по структурированию и упорядочиванию информации, делаете данные более наглядными и понятными. Сама по себе карта является хранилищем информации, она хорошо запоминается, а поскольку она материальна, к ней всегда можно обратиться и уточнить свои знания.
Благодаря своей наглядности, интеллект-карты - хорошее средство обучения. Если руководитель составил карту, иллюстрирующую какой-то рабочий процесс, то с ее помощью он легко обучит своих сотрудников. Если опытный и успешный сотрудник отразит в интеллект-карте что и как он делает, чтобы добиться необходимого результата, он может передать те процедурные знания, которыми он владеет, более молодым сотрудникам. Кроме того, эта карта останется как своего рода концентрат знаний, которым можно пользоваться в дальнейшем много раз, дополняя и уточняя. То есть опять-таки нужно позаботиться о том, чтобы эти карты были "живыми" и работали.
Возвращаясь к разговору о базах данных. Составьте интеллект карту, логично и наглядно указывающую, какие данные в каком порядке и взаимосвязи должны быть задействованы в работе. Такая карта поможет программисту создать эффективно работающую базу данных. Сотрудники, руководствуясь этой же картой, быстро поймут как работает база, как и для чего они могут ей пользоваться. Таким образом база данных сразу становится общедоступной и общеупотребительной, включается в рабочие процессы и ей не грозит стать "мертвой". Так она будет приносить деньги, то есть в полной мере будет служить интеллектуальным активом организации.
Предоставил Андрей Малыгин mailto:andrey@superidea.ru
www.superidea.ru . Развитие творческих способностей и интеллекта.