на главную творческий ум творческая жизнь движение к истине
интеллект-форум статьи и книги
рейтинг сайтов
тесты чат контакты

ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ
(продолжение)

Превосходство Лесть движет миром. Это знали еще придворные французских королей сотни лет назад. Искусство делать прямые и скрытые комплименты - главное оружие. Важно не быть слишком навязчивым и стараться говорить искренне. В каждом из людей сидит маленький Людовик или Карл, который с готовностью отзовется… на любое предложение льстеца. Какие комплименты мы любим? Хвалить человека просто: надо лишь восхищаться его предприимчивостью, умом, внешностью и всем остальным, чем он сам в себе восхищается. Комплименты по поводу деловых успехов, как правило, всегда попадают в цель. Равно как и похвала, адресованная жене, детям, любовнице. На худой конец, можно поговорить о его собаке, автомобиле, загородном доме. Примеры эффективного применения. Любая фирма любит подчеркнуть свою респектабельность, выказать уважение к клиенту. Так, клиент сразу получает скрытый комплимент: "Вот видите, вы умный человек, не абы куда пришли, мы стараемся для вас". Даже сотрудники похоронных бюро давят на этот психокомплекс: "Будем хоронить как всех? Или как ваш родственник действительно заслуживает?" Вежливость и готовность персонала помочь еще раз подтверждают исключительность клиента и, конечно же, то, какое хорошее впечатление он производит на окружающих. Порой доходит до смешного: "Владимир Иванович, вы сантехник? Какая у вас интересная профессия!" Однако стоит заметить, что чем выше социальная страта, в которой человек вращается, чем выше уровень его образования, тем охотнее он говорит комплименты и принимает чужую похвалу. Вы когда-нибудь слышали, чтобы один сантехник говорил другому: "Вась, как ты сегодня здорово бачок починил!" А вот в среде людей творческих - артистов, писателей, музыкантов, художников обмен комплиментами - признак хорошего тона. Им без них сложно общаться. Не похвалишь другого, и тебя никто не похвалит… На этом же психокомплексе основана PR-идея иных фирм. Собрав клиентов в большом зале, менеджеры расписывают новизну, качество и поистине космическое значение нового товара. При этом, хитро прищурившись, они заявляют: "Здесь сегодня собрались умные люди, они смотрят вперед, видят дальше других. Те, кого сегодня с нами нет, тоже очень скоро захотят сюда попасть. Но, увы, будет поздно. Кто не успел, тот опоздал". И дамы с господами, сидящие в зале, начинают светиться от сознания собственной значимости. Используется данный комплекс и для "накачки" сотрудников солидных фирм: "Запомните, вы не просто страховки продаете. Вы - финансовые консультанты, поясняете людям, куда лучше деньги вкладывать…" Пример использования в торговле. "Наше особое предложение только для солидных клиентов - таких, как вы. Нам известно, что вы разбираетесь в технике, цените новейшие достижения. Простому обывателю мы бы не стали делать такого сюрприза…" Великодушие и доброта Великодушие - черта русского национального характера. Щедрость души, доброта - прекрасные качества. Но, увы, на одной доброте далеко не уедешь. Скорее на ней далеко уедут многочисленные вымогатели, для которых щедрый человек - идеальный клиент. Как играют на нашей щедрости? "Будь добрее к людям, они будут добрее к тебе", "Пожертвуйте немного, а потом судьба отблагодарит вас сторицей", "Только такой добрый человек, как вы, способен мне помочь" - эти фразы и их многочисленные вариации открывают кошельки с такой же легкостью, как отмычки - двери. Примеры эффективного применения. Именно на щедрость и великодушие рассчитывают многочисленные благотворительные организации. А то, что деньги наших благотворительных фондов далеко не всегда доходят по назначению - это, увы, факт. Работая в Минздраве, я не раз замечал, как там "обрабатывали" чиновников: "Ведь вы же не только бюрократы, вы же еще и врачи, должны сочувствовать чужой беде. Относитесь по-человечески и к посетителям, и к коллегам". Действуя на великодушие, можно порой выторговать изрядную скидку: "Ну не будь крохобором! Уступи!" Хорошо работает обращение к родственным чувствам вроде "отец", "брат", "сестра". Помню, как один хитрый референт добился возможности скорее защитить диссертацию, снискав расположение моего начальника. Он просто регулярно говорил ему нечто вроде: "Вы мне прямо как отец! Для меня родной папа в жизни так много не делал". Как ни странно, этот психокомплекс - один из самых ходовых в криминальном мире: "жить надо по понятиям, помогать тем, кто на зоне". Неплохо давление на великодушие продемонстрировано во всем известном фильме "Брат": "Ну пойди, убей кавказцев, помоги, ты же мне брат, их много, нас мало, будь патриотом" (здесь также представлено давление на комплекс патриотизма: Данила только что вернулся с чеченской войны). Кстати, тот же герой фильма демонстрирует, как можно противостоять подобной попытке манипулирования: направив пушку на врагов и услышав от них: "Брат, не стреляй!", он резонно отвечает: "Ты мне не брат!" Вот сцена, которую я наблюдал на роскошной парфюмерной выставке. Стандартная ситуация: дама хочет купить духи подороже, а спутник мягко стремится направить ее к флакончику подешевле. Тут дама взрывается: "Я и не думала, что ты такой жлоб! Хоть раз в жизни купи любовнице нормальные духи. Я что, этого не стою?" Пример использования в торговле. "Купите эти открытки! Семь из десяти копеек пойдут детям голодающего Зимбабве! Проявите щедрость и великодушие!" Жалость За столетия своей истории русские твердо уверились в истинности пословицы: от тюрьмы да от сумы не зарекайся. Не потому ли принято у нас жалеть сирых и убогих, обездоленных и оказавшихся в местах не столь отдаленных? Как бы там ни было, нищий в России голодным никогда не останется. Святым чувством жалости пользуется целая мафия, которую обездоленной никак назвать нельзя.