В книге Успенского Гурджиев говорит про то, что отрицательные эмоции способствуют утомлению, и поэтому их необходимо контролировать. Азбучной истиной в буддизме любого направления является "порочность" тревожащих эмоций. Однако, для того, чтобы быть способным их контролировать или менять, нужно в первую очередь их замечать. А в этом заключается большая трудность для современного человека, привыкшего испытывать эмоции "на автомате" и воспринимать их при этом как "себя". В этом отношении интересен подход Гурджиева, где он выделяет отдельно "тело эмоций" и таким образом подчеркивает, что они не являются "тобой".
Безусловно, в любой школе буддизма также подтвердят, что тревожащие эмоции не есть "Я". Таким образом, появляется задача отделения "себя" от "тела эмоций", что возможно только при условии, что мы замечаем их присутствие. Для этого я использую технику "якорения", сутью которой является вырабатывание привычки возвращаться в состояние присутствия при первом появлении сильной эмоции (нечто похожее описано Успенским как техника вспоминания "себя" при появлении ощущения физического дискомфорта)[1]. В сущности мы отдаем себе приказ, что каждая яркая эмоция будет привлекать наше внимание. Через какое-то время это действительно происходит, и мы получаем в виде эмоций союзника, напоминающего нам о необходимости вернуться в "здесь-и-сейчас". Для того, чтобы добиться этого, необходимо в течение какого-то времени задавать себе вопрос: "Что я сейчас чувствую, какие эмоции?", по сути - наблюдать свое "эмоциональное тело". Я нахожу, что это является частным применением метода випассаны.
В силу определенных причин концентрация на эмоциональной сфере, являющаяся частным приложением практики внимательности, является для меня самым легким. В какой-то степени это происходит потому, что совсем несложно научиться реагировать на сильные чувства как на напоминание того, что нужно быть внимательным. То есть, их можно использовать как универсальный будильник в отличие от мыслей, проносящимися с огромной скоростью и являющихся, по сути, настолько привычными, что сложно себя без них представить. Среди потока мыслей нет ничего уж такого выделяющегося или яркого, что могло бы прервать наш внутренний сон и напомнить про практику. И, если мысль какая-то все же привлекла наше внимание, то почти наверняка тем, что вызвала какую-то необычную эмоцию.
Как только произошла настройка регистрировать все яркие эмоции, практически все они возвращают меня в состояние "здесь-и-сейчас". Это означает, что я успеваю их заметить на раннем этапе и не увлечься отождествлением себя с ними настолько, чтобы верить, что реальность - это то, что диктуют мне они. Как написано в Брахма-сутре (Брахма-Сутра-Бхашья, Шанкара Ачарья): "…они временны, перетерпи их". Со временем они начинают восприниматься как приливы и отливы, как волны на поверхности, а не как оправданные и обоснованные реакции на происходящее.
Конечно, это происходит не сразу и не со всеми эмоциями одновременно. Я заметила, что, чем острее эмоция, тем легче ее перевести в разряд "волноподобных". Например, для меня легче всего это было сделать с вспышками раздражения или с неприятием другого человека. Другие же эмоции так легко не сдаются. Это относится прежде всего к тем, которые имеют под собой жесткий фундамент представлений и убеждений. Такие эмоции - серьезные препятствия в силу того, что человек с ними отождествляется, он верит в верность идей, лежащих в их основе.
Если я в глубине души верю, что я - хуже других и не достойна того, что имеют другие, то это породит целый спектр специфических эмоций, которые будут казаться естественными и оправданными. С чувством унижения и стыда я могу воспринять смех окружающих, который может совсем ко мне не относиться. Любой взгляд я могу интерпретировать как "косой". Конечно, ведь я только такого и достойна! Отождествление здесь с идеей "плохая я" настолько полное, что слияние "я" и результирующих эмоций практически мгновенно. Однако, и здесь при упорной практике тенденция поступательная: даже если не удается четко отдавать себе отчет в базовым убеждением-источником таких эмоций, то само наблюдение за ними позволяет постепенно начать отлеплять "себя" от них.
В конце концов, наступает момент, когда между эмоцией и реакцией отождествления образуется зазор, процесс уже не так безусловно моментален, и это позволяет увидеть то заблуждение, которое заставляет нас вновь и вновь наступать на те же грабли. Конечно, дойти до этого этапа могут очень стойкие люди, потому что ему предшествуют длительные периоды, когда эмоции настолько захлестывают, что воспринимаешь их как единственный правильный способ ориентироваться в происходящем, не сомневаешься в их обоснованности, а, значит, и в необходимости не вовлекаться и наблюдать их.
При всем нашем пренебрежительном отношении к своим эмоциям, они имеют колоссальную власть над нами. Многие мои знакомые, так же, как и я, предпринимают большинство своих действий не в результате рассудочного размышления, а под влиянием эмоций. Мгновенно появившаяся симпатия заставляет меня с сочувствием отнестись к человеку, а под влиянием страха я могу стать агрессивной и грубить, или депрессивной и бросить начатое. В результате мои действия не имеют четко прослеживаемого во времени вектора направленности, а, скорее, являются суммированным итогом преобладающих эмоциональных течений. Получается, что мы имеем довольно слабое влияние не только на то, как формируются события вокруг нас, но и внутри нас. Мы можем хотеть, чтобы произошло "событие Б", однако быть неспособными в течение длительного времени настолько контролировать свое поведение, чтобы каждое наше действие действительно было направлено на реализацию нашего желания.
Ключевыми помехами в этом выступают эмоции - это видно невооруженным взглядом. Получается, что мы не в состоянии сфокусироваться на той части нашего существа, которая хочет "события Б". Действительно, интеллектуально можно иметь очень глубокое понимание, однако это может мало изменить жизнь. Например, я могу быть убежденной, что нужно сострадательно относиться к людям, но это мне не помешает при первой же вспышке гнева пожелать самое нехорошее "этому козлу". Это также можно рассматривать и как проблему концентрации внимания, когда мы не в состоянии сфокусироваться на выбранных убеждениях до такой степени, чтобы они стали образом жизни и действий, а не просто частью наших теоретических рассуждений.
Таким образом, веру можно рассматривать в несколько ином ракурсе, чем это принято часто в нашем обществе - как некое неразумное убеждение, облегчающее жизнь слабым и обездоленным. Вера также может быть осознанным выбором убеждений, которые человек намеренным усилием концентрации превращает в образ действий, пронизывающих всю его жизнь. Например, буддийская медитация-размышление о Четырех Благородных Истинах, трансформирует структуру "я" и готовит человека к дальнейшей практике. Я могу сколько угодно рассказывать о преимуществах и выгодах состояния внимательности, однако, большинство людей, столкнувшись с первыми трудностями в этой работе, будут склонны ее забросить. Нужна сильнейшая мотивация, для того, чтобы продолжить эту практику, потому что приходится сталкиваться лицом со всем тем, что удавалось в основном успешно избегать, например, с болью.
Для того, чтобы предлагаемая мною методика работы с эмоцией была более наглядной, предлагаю условно представить ее протекание в виде следующей схемы:
Фаза 1 - эмоция только появилась, ее интенсивность довольно слабая, ее можно заметить и занять позицию наблюдения.
Фаза 2 - интенсивность эмоции возрастает, но субъективно кажется, что это еще можно вытерпеть, и что она скоро пройдет.
Фаза 3 - интенсивность почти максимальная, кажется, что больше не выдержать, что это будет длится вечно, появляется склонность окрашивать этой эмоцией все перспективу (типа "и вообще, все отвратительно, и никогда ничего не получится, и я всегда был неудачником" и так далее).
ПИК- максимальная интенсивность эмоции, ощущается остро, кто-то может это описать как "жжение", энергия, переход эмоции в физическое ощущение
Фаза 4 - фаза после "пика", эмоция идет на спад, этот процесс легко поддается наблюдению.
Начиная с фазы 3 и кончая пиком интенсивности эмоции, вероятность потери внимательности наиболее сильна. Самое главное в такой ситуации - неуклонно вырабатывать в себе решимость не вовлекаться в любую эмоцию, а все действия или решения принимать в идеале вне эмоций или, как минимум, после прохождения пика. Осознавая эмоции как препятствия для практики внимательности на начальных этапах, мы стремимся к тому, чтобы быть способными все эмоции наблюдать "со стороны". На повседневной жизни это скажется самым положительным образом, хоть мы и не ставили эту цель во главу угла.
Минимальным результатом такой работы будет способность замечать любую яркую эмоцию. Если она не попадает в класс тех, которые вас почти всегда "выбивают из себя", вы сможете тут же попадать в состояние осознанности и наблюдать за ней. Внешне при этом вы такую эмоцию уже проявлять не будете, и со стороны будет сложно угадать ее наличие в вас. Некоторые эмоции при этом будут претерпевать необычные трансформации, однако описание этого я здесь давать не буду, потому что это относится к более продвинутому этапу. Отмечу только, что это путь тотального преображения нашей внутренней жизни, которая не является столь уж неотвратимо детерминированной, как мы себе представляем. Трансформация и способность наблюдать все фазы протекания эмоции, не вовлекаясь в нее будет возможна сначала для тех эмоций, которые мы условно назвали короткими (в отличие от длительных). Напомню, что список этот для каждого человека индивидуален, хотя есть и общие черты.
Вообще же, эмоции похожи на волны, у них есть четко отслеживаемые приливы и отливы с "пустотами" в промежутках. И таков паттерн поведения, по моим наблюдениям, большинства эмоций. Однако, есть исключение, которое, возможно, не доступно для любого человека. Это исключение заключается в том, что существуют эмоциональные состояния, которые очень "густо" следуют одно за другим, пики почти совмещаются, и человек не успевает наблюдать спад. От этого процесс начинает казаться для человека нескончаемым, и, из-за высокой интенсивности эмоции на частых пиках - нестерпимым. Примером такого эмоционального состояния может служить депрессия, но мы сейчас не будем детально разбираться в клиническом определении этого термина. Примерно описать это можно как остро переживаемое страдание, душевная боль, тоска и чувство безвыходности. Более детально можно почитать про это, например, на сайте http://lossofsoul.com
В "Большом руководстве к этапам пути пробуждения" Чже Цонкапа написано:"Ведь, научившись порождать постоянную внимательность, мы способны предотвратить забывание объекта, отход [мысли] от него. Она не позволяет долго не замечать возникших расплывания и возбужденности,благодаря чему они легко осознаются. Это совершенно ясно, если обратиться к опыту: когда внимательность утрачивается, расплывание и возбужденность замечаются медленно, а когда нет - быстро".
В результате происходящих в нас эмоций мы так или иначе меняем свое поведение. Часто при этом мы жалеем ("Эх, зря я вчера жинку побил!" или "Какая я была дура, что захотела тогда быть его женой") и понимаем, что, не будь мы под властью чувств, мы поступили бы иначе. По моим наблюдениям, большинство моих поступков обусловлены эмоциями. Большинство! А ведь мало кто будет спорить, что нужно действовать, как следует все обдумав и взвесив. Тем не менее, мы так не поступаем. Мы часто идем навстречу первому импульсу, а он по определению не рассудочный просто потому, что редко можно так быстро пораскинуть мозгами. Многие из нас были бы рады это сделать, но в момент сильной эмоции они настолько с ней отождествлены, что раскидывать просто нечем. Практика внимательности даст вам эти ценные несколько мгновений, когда вы не вовлеклись в эмоцию и успели остановить первичный импульс.
Буддист Тубтен Чодрон в своей книге "Открытое сердце, ясный ум" пишет: "Далее мы можем решить, что впредь будем внимательнее, чтобы не совершать физических и словесных действий под воздействием таких беспокоящих эмоций". Гурджиев также рекомендовал "не проявлять отрицательных эмоций". Мать в своей книге "Солнечная Тропа" пишет по этому поводу: "То же будет происходить и с нежелательными чувствами и побуждениями - если вы уделяете им внимание, концентрируетесь на них, они никогда не уйдут. Только когда вы твердо отказываетесь принимать и выражать их, они прекращаются". (Хочу предостеречь от неправильного понимания этой цитаты: некоторые могут решить, что эмоциям предлагается не уделять внимания, а здесь имеется в виду "не придавать им значения". Это как раз тот случай, когда происходит путаница в терминах. Ключевой смысл, который я хочу выделить - отказ от выражения эмоций). Для того, чтобы отказаться принимать эмоции, необходимо признать всю ложность информации, которую они сообщают нам о мире, а для этого очень много придется работать со своими представлениями о мире - нам, современным западным людям, вдолблена в голову совершенно противоположная позиция - "Доверяй свои чувствам".
Вдобавок многие модные течения в психологии продвигают в массы идею о том, что нужно "спустить пар", "отреагировать эмоции", а на поводу этого так сладко идти, особенно людям безвольным и потакающим любому своему капризу...Отказ от внешнего проявления своих эмоций - это еще и хитрая уловка, направленная на то, чтобы мы были внимательными. Ведь невозможно делать усилие и не проявлять то, что мы в себе не заметили. Значит, "не-проявление" требует постоянной внимательности к себе, бдительности.
Очень многое возможно прямо сейчас. Прямо сейчас вы можете не накричать на мужа в приступе раздражения, не пнуть кота, не замахнуться на ребенка, не нахамить подчиненному, не швырнуть в сердцах трубку. Что именно вы не сделаете, зависит от ваших особенностей - кто-то легче не вовлекается в одни эмоции, в то время как другого именно они сражают наповал. Иногда вы просто не сможете остановить себя, даже осознавая сильнейшее влечение и неадекватность действий на его основе. Например, если вы год (или меньше немного :) ) не занимались сексом и находитесь в фертильном возрасте, то чуть ли не все особы противоположного пола в какой-то момент будут видеться в привлекательнейшем свете. Так что "гормональный зов" может вляпать вас в истории, которых вы бы избегали в "трезвом уме и здравой памяти". С точки зрения принятия нами решений, эмоции имеют очень небольшую информативную ценность, если признать, что действовать следует на основе рассудочной оценки ситуации. Более того, эмоции в таком контексте выполняют, скорее, абберирующую (искажающую) функцию, окрашивая ее в цвета, иллюзорность которых мы сами быстро начинаем видеть. Поэтому стоит четко для себя определить этот факт, проверять его при каждой возможности в повседневной жизни, а затем поменять соответствующим образом свою тактику относительно эмоций.
Как сказал православный христианин Иоанн Жуковский в "Технике "умной молитвы"", "...то что бы не последовало во время молитвы - как учат Отцы - "легкость ли, тяжесть ли - все хорошо", так и я хочу показать, что с эмоциями не нужно бороться, отвергать, подавлять. С ними просто ничего не нужно делать. За ними нужно только наблюдать. И - как не парадоксально - чем отстраненнее вы будете за ними наблюдать, тем интереснее резултат вы получите. Не нужно себя гнобить за то, что вы испытываете ту или иную эмоцию. Это то, что свойственно вам. От того, что вы попытаетесь конфликтовать с ней, легче вам не станет. Замечайте все, не усиливайте, не подавляйте ничего и проявляйте только после того, как сознательно решили так сделать.
Стивен Волинский (2) прекрасно описал, как работать со своими эмоциями, и я настоятельно рекомендую всем, у кого хватило энтузиазма дочитать этот раздел, прочитать его работы.Он, например, пишет: "Опыт первого уровня-это опыт того, как быть больше чем то, что вас беспокоит. Если ваша часть может свидетельствовать или наблюдать чувство грусти из-за разрыва взаимоотношений, то это значит что вы не только ваша грусть-точно так же как вы не картинка, которую вы рисуете для изображения вашей грусти. Есть чувство грусти-возможно есть картинка грусти-а за ними, за их рамками есть вы, которое наблюдает разные грани переживания под названием грусть". В книге Волинского "Квантовое Сознание" приводится много упражнений, которые обучают работе со своими эмоциями, восприятию их как игру энергий (что до сих пор было весьма эзотеричным знанием) и так далее. Тартанг Тулку (тибетский буддизм) пишет: "Если вы будете аккуратно и без вовлечения наблюдать эту эмоцию, вы увидите как она проявится в теле и в уме, а затем растворится в чистую энергию." Тантрическая йога также предлагает своим последователям переживание эмоций как энергии. Много веков такие методики были закрытыми, и миллиарды людей на планете не имели доступ к ним. Воистину, сейчас беспрецедентное время, когда так просто и открыто можно прочитать о том, что прежде было сакральным и доступным лишь единицам...
К чему стремиться при работе с эмоциями:
Развивать в себе способность ясно видеть любую протекающую эмоцию
Приучить себя "включать" внимательность при появлении сильной эмоции
Добиваться способности наблюдать все фазы протекающей эмоции, без вовлечения в нее
Приучить себя не производить никаких действий до тех пор, пока пик эмоции не пройдет.
Не проявляйте внешне свои негативные эмоции!
Развивать в себе понимание искажающего влияния эмоций на наше восприятие
Александра