на главную творческий ум творческая жизнь движение к истине
интеллект-форум статьи и книги
рейтинг сайтов
тесты чат контакты
О внимании и эмоциях, боли,
страданиях? Как взаимосвязаны внимание и
эмоции, внимание и боль (страдание)?

CТРАДАНИЕ И ВНИМАНИЕ

В "Йога-Сутре" Патнаджали (1) сказано: "Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].", а в "Афоризмах Патнаджали": "Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания являются причинами отвлечения внимания". Я считаю, что без осознания своего страдания, любого беспокоящего состояния, - без этого никакой практики внимательности просто не будет.

Притупление внимательности имеет также, по видимости, защитную функцию: таким образом уменьшается восприятие страдания. В то же время, это также является и скрытой суицидальной тенденцией, когда человек предпочитает некоторую степень умирания, чтобы уменьшить боль. В конце концов, нерешенные проблемы и неотреагированные эмоции накапливаются в таком количестве, что становятся настоящей помехой внимательности и причиной автоматизации[1].

Сопротивление этого защитного механизма усилиям быть внимательным является серьезным препятствием. Нужно каким-то образом убедить его, что боль, причиняемая возросшей внимательностью, это то, что ты хочешь, через что нужно пройти, и получить контроль над этим механизмом. Здесь общих рецептов дать не могу, потому что: 1) у меня практически нет информации, как к этому подходили другие люди, 2) подходы должны быть сугубо индивидуальные. По поводу второго пункта я убеждена, потому что, по моим наблюдениям, то, что было движущей силой для меня - страдание от погруженности в общепринятый согласованный транс - может оказаться недостаточным мотивом, который смог бы подвигнуть других на то, чтобы взглянуть в лицо той боли, которую зачастую прикрывает потеря внимательности и "витание" в любом другом месте, кроме происходящего здесь и сейчас.

В некоторых направлениях буддизма подход как раз заключается в том, чтобы полностью признать наличие боли, прослеживать ее возникновение и убывание, каждый нюанс ее присутствия внутри тебя. При этом практикующие по этой методике не встают перед непреодолимой проблемой мотивации (как "заставить" себя это делать) прежде всего потому, что буддизм предоставляет в их распоряжение мощнейшую базу для выстраивания внутри себя соответствующих установок. Чтобы быть буддистом, необходимо верить в ряд базовых утверждений и реалий. Вера всеми силами укрепляется и культивируется и становится основой для применения всех дальнейших практик. Поэтому тот читатель данной книги, который пытается вне рамок какой-либо религии применить излагаемые здесь методики, заведомо находится в более трудном положении, потому что ему придется самостоятельно разрабатывать концептуальную базу для мотивации себя.

Итак, при намеренном концентрированном использовании внимания часто может появляться восприятие боли, страдания, которое существенно уменьшается или вообще исчезает с потерей внимания.

Можно предположить, что уменьшение внимания является защитным механизмом, позволяющим не замечать то, что причиняет страдание. Например, жарким днем я сижу в своей машине без кондиционера в пробке. У меня на душе нехорошо, потому что есть проблемы, выхода из которых я пока не вижу. Но я не обдумываю эти проблемы, а задвигаю их поглубже, и об их существовании напоминает разве что смутные раздражение и тревога. Так вот, в этой пробке я, обливаясь потом, сижу в полусонном состоянии, почти трансе, действуя "на автомате" - газ-тормоз-взгляд на светофор и так далее. Если в этот момент я постараюсь "осознать себя", то первое, что мне "ударит в голову", это страдание от жары и смутная тревога от нерешенной проблемы. Решить, что внимание причинило мне эти страдания, было бы неверно. Оно просто осветило то, что причиняло мне боль, и что я научилась не замечать.

Вообще же, хочу подчеркнуть, что для меня самой большим препятствием в практике является мощнейшее сопротивление, вызванное стремлением избежать той боли, которую обнажает внимательность.

Эта проблема приобретает такие размеры, что боль может восприниматься как базовая черта, находящаяся в точке соприкосновения осознания с миром. По какой-то причине мне больно отдавать себе отчет в том, что реально происходит, и мне гораздо удобнее пребывать в спящем состоянии, где я не вижу, не слышу и не помню об этом тонком неотступном страдании. Только практика внимательности позволила мне выявить эту ситуацию. Что же может быть такого болезненного в реальности? Это что-то, что не соответствует моим ожиданиям настолько, что приносит мне страдание. Что это за ожидания? Могу предположить, что я ожидала гораздо больше от этого мира, более того, я помню, с каким отношением я входила в этот него и готовилась к "взрослой жизни" в детстве. Это было ожидание чуда, полета, волшебства, новизны, радостного предвкушения. Это те ожидания, которые я вынесла из того возраста, когда мне читали сказки и взрослые елейными голосами объясняли мне окружающий мир. Меня ждало будущее, невероятно прекрасное и заманчивое, нужно было только самой стать взрослой, как эти добрые боги, которые меня окружали. В мою "подготовку" к этому будущему не входило понимание того, что мое будущее - это и монотонность и скука, боль нереализованных желаний, страх, болезни, старость и неизбежная смерть. И теперь я не хочу это все видеть. Я "включаю" свою внимательность и тут же оказываюсь именно в том месте, где я не хочу быть. Да, я приспособилась ко "взрослой жизни", я научилась просто не замечать ее неприятные моменты, я их просыпаю, я живу от одного момента удовольствия к другому, а между ними в тупом травоядном ступоре я стараюсь "перетерпеть" неприятный период. У меня сегодня будет вино на ужин, и рабочий день кончится через три часа. Это приятно. Нужно только потерпеть немного. Я выйду из здания, где я работаю, будет синий вечер, и я вдохну полной грудью, и мне будет хорошо чувствовать себя в этом моменте, если я его успею заметить. Потом будет скучная дорога, но я перетерплю. Вот так я "живу" от удовольствия к удовольствию. Может быть, это и есть то, что мне обещали в детстве, нужно только добиться как можно больше удовольствий и "просыпать" неприятные периоды?

Для кого-то это выбор, но, для тех, кто намерен действительно стать внимательным, кто ставит себе целью максимальные достижения в этой области, такой образ действий не подойдет. Потому что придется полностью устранять все препятствия к внимательности, а, значит, и сопротивление сказочных ожиданий. Как это сделать? Ничего оригинального: берется та же внимательность, и обращается на испытываемую боль. "Мне сейчас больно, потому что ничего не происходит, а мне так хочется, чтобы сейчас было сказочно, чудесно, захватывающе и непредсказуемо! Да, я вижу, мне неприятно, что мне скучно. Я это не люблю…". Признать рассогласование ожиданий и происходящего - это просто признать еще один болезненный аспект реальности. Точно так же, как мы отмечаем раздражение, обиду, страх, мы можем отмечать боль от скуки, от предсказуемости и обиды за то, что все не так, как мы ожидали. Конечно, выдержать эту мрачную череду непросто. Внимательность оголяет, казалось бы, бесконечную череду неудобств и страданий, удовольствия среди которых очень редки. Если вы пришли к этому этапу, значит, настал момент еще раз сделать ревизию своих намерений, и решить, а надо вам это на самом деле? Зачем вы этого хотите? Действительно ли те результаты, которые вы рассчитываете получить когда-то, стоят того, с чем вы столкнулись? Осознанное обдумывание этих вопросов очень необходимо, потому что нужна колоссальная решимость и вера, чтобы двигаться дальше. С уверенностью могу утверждать, что этот рубеж преодолевается только теми, у кого кристально ясная вера и отчаянная решимость. Может, это еще одна причина, почему мы так редко слышим о достижениях в этой области и почему внимательность не стала приоритетом в нашем обществе…

Буддизм в этой ситуации предоставляет своим последователям набор утверждений, в которые необходимо верить, которыми нужно пропитать все свое существование и способы реагирования. При выполнении этих условий такие утверждения становятся "противоядиями", уменьшающими (или даже полностью устраняющими - об этом на своем опыте сказать не могу) боль. Речь прежде всего идет о той боли, в основе которой лежат неправильные с точки зрения буддийских представлений концепции, - например, о необходимости изо всех сил обустраиваться в этом мире (с точки зрения буддизма преследование такого рода "мирских" интересов никак не может иметь первостепенную важность, потому что в конечном итоге все такие достижения теряются после этой жизни). Если убедить себя, что имеет смысл добиваться только того, что не потеряешь после смерти (естественно, если ты веришь в то, что после неё вообще что-то есть), то расстановка жизненных приоритетов резко смещается, а, соответственно, изменятся те чувства, которые испытываешь. Например, если у вас что-нибудь украли, или вас обидели, обделили, обошли, обманули, то вы гораздо меньше боли испытаете, если все ваше существо пропитано пониманием мелочности и иллюзорности подобных падений и неудач. Так что работа с теми базовыми утверждениями, на которых основывается наше повседневное реагирование, с нашими верованиями и представлениями о мире, - это определенно ключ к облегчению хоть части той боли, которую обнажает практика внимательности.

Я считаю, что, имея убеждения современного цивилизованного человека невозможно добиться серьезного продвижения в практике внимательности. На каком-то этапе практик столкнется с таким уровнем боли, после которого он не найдет в себе достаточно мотивации, чтобы продолжать. Но это еще не все. Без непрестанных усилий навыки, полученные в результате работы над собой, постепенно исчезают. Человек снова сливается с общей серой спящей массой. Такова магическая власть большинства над меньшинством, привычного над непривычным. Конечно, после какого-то количества усилий человек переходит на новый уровень, но в сейчас данный этап я не обсуждаю. Поэтому, либо вы меняете свои убеждения, либо забываете о практике внимательности. Это не просто методика подобно обучению пожилых людей лучше запоминать телефоны. Это образ жизни. И, хотя в начале этой книги я обращалась к широкому кругу читателей, я знала, что до этих строк дойдет гораздо меньше из них, а до самой практики…

Теперь поговорим о собственно методе наблюдения за переживаемым страданием. Грубо эти переживания можно подразделить на короткие и длительные. Короткие хороши тем, что их легко перетерпеть, осознавая их присутствие. Причем, интенсивность самой эмоции при наблюдении не имеет большого значения - при определенном (достаточно начальном) уровне практики вполне возможно "присутствовать" и в очень сильных переживаниях. Например, в приступе гнева, в агрессии. Для некоторых людей, как для меня, раздражение и нетерпение, например, покажутся гораздо более легким полем для практики.

Длительные же эмоции и являются тем страшным врагом, из-за которого, собственно, многие и бросят эту практику. К ним относятся, например, подавленность, тоска, депрессия, меланхолия, а для некоторых - грусть, ностальгия и так далее. Конечно, деление это весьма условное. "Длительные" эмоции также оставляют более заметный осадок после их окончания, иногда он тяжелым фоном стелется в глубине души чуть ли не несколько дней. Причем, чем более "застарелым" является этот фон, то есть чем больше он отстоит во времени от первоначальной причины своего появления[2] и тем сложнее ее осознать. Последнее является основным методом работы с такими состояниями: вы спрашиваете себя: "Что эта за смутная тоска, которую я сейчас испытываю? Когда она возникла? С чем она может быть связана?". Далее перебираются возможные причины и разбираются по "методу аргументов - контра аргументов". Идеальным было бы, конечно, иметь способность наблюдать все эмоции и состояния, но иногда на это не хватает сил и выдержки, поэтому можно помочь себе, разбирая потихоньку те концепции, которые можно отбросить и которые предшествуют той или иной беспокоящей вас эмоции. К тому же, этот "идеальный" вариант отнюдь не отменяет необходимости проводить инвентаризацию своего ментального фронта, чтобы устранять те корни, которые могут в будущем дать ростки болезненным эмоциям. Каким бы преданным сторонником метода наблюдения за эмоциями вы ни были, это не означает, что вы ничего не должны делать по отношению к таким психическим "узлам". Ведь, если у вас убеждение, что все мужчины - сволочи, то оно имеет огромный потенциал порождать негативные эмоции. В то же время, такая концепция не выдерживает элементарной логической проверки и стоит приложить усилия, чтобы она вам не портила жизнь.

Стадии работы с беспокоящим эмоциональным состоянием:
1. Осознание тяжелого эмоционального фона или беспокоящей эмоции
2. Поиск проблемы, идеи, концепции или другой эмоции, лежащих в истоке
3. Разбор проблемы, метод аргументов - контра аргументов до субъективного ощущения облегчения

Также - по возможности - 1) неотступное наблюдение на всеми фазами протекания эмоции (если хватит сил выдержать это, то естественно беспокоящее эмоциональное состояние пойдет на убыль) и 2) изменение своих жизненных установок так, чтобы иметь мотивацию встретиться с болью "лицом к лицу".

Александра


Обсудить на форуме

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz