Такая степень внимательности, которая появляется в результате практики внимательности - совершенно не обязательная и не задействованная вещь в повседневной жизни. Мы прекрасно обходимся без нее. Поэтому, когда мы начинаем прилагать усилия включить ее в нашу жизнь, это утомительно. Скажем честно, практика внимательности вначале - это дополнительное напряжение. Лучше быть готовым к этому, чем, попрактиковав три дня и падая с ног от необыкновенной усталости вечером, бросить все. Сильная мотивация в сочетании с методами расслабления, описанными ниже, могут помочь, чтобы этого не случилось. Дополнительным стимулом могут стать удивительные изменения в вашей жизни, хотя, как утверждают некоторые источники, они же могут стать и препятствием, если чрезмерно ими увлечься.
Существует представление, что сосредоточение способствует утомлению, и на основе этого у многих есть внутренняя установка на то, чтобы как можно меньше "напрягать" свое произвольное внимание (тот вид внимания, который появляется в результате волевого усилия). На самом деле это является идеей, из тех, которые мы переняли в раннем возрасте, не подвергая ее сомнению или проверке. Теперь эта идея начинает "мешаться под ногами", и я вижу смысл в том, чтобы рассмотреть ее внимательно и посмотреть на своем опыте ее верность. И вот, сделав это, поставив эксперимент на своей шкуре, я могу утверждать, что в моем случае это верно. Похоже на то, что существует некий запас внимания, причем очень ограниченный. И мы научены расходовать его очень экономно, фактически включаясь в происходящее только в моменты, когда это крайне необходимо. В остальных случаях мы действуем на автопилоте. В моем первом самом давнем эксперименте внимание задействовалось как можно больше в течение пяти дней. В результате каждый день часам к четырем я страшно уставала и еле дотягивала до вечера. В конце недели, в субботу, придя домой, я уже не могла встать с постели. Я лежала в блаженной прострации, и мое состояние было близко к обмороку. Весь следующий день был как во сне, ни о каком упражнении внимания и речи быть не могло. И только к вечеру я восстановилась. Вспоминая тот вечер в пятницу, я всерьез думаю, что, выжми я из себя еще больше, последствия могли быть и похуже.
Стало ясно, что рассчитывать я могу на маленький запасик внимания, и впереди замаячил тупик - если это все, чем мы располагаем, то нечего и тренировать, единственный выход - это именно то, что делают люди вокруг - пребывают в трансе, лишь на несколько мгновений в день "включаясь". Тулку Ургъен Ринпоче в своей книге "Нарисованное Радугой" пишет: "..Если внимание потеряно, то мы уходим в сторону и оказываемся в "чёрном растворении" обычных привычек-тенденций. "Чёрное растворение" означает, что человек совсем забывает о практике и просто регрессирует в повседневную деятельность. Вся практика остаётся позади". Франклин Мерелл-Вольф по этому вопросу говорит: "Характерно, что сонное сознание отличается свойством, которое можно назвать "затуманенностью" или "помраченностью". В нем нет ни ясности, ни четкости. Способность к различению в сонном состоянии слаба. Недостает также и твердости воли. Спящий витает в своем сознании вместо того, чтобы быть в нем исполнителем. Он может видеть сны идеальные и прекрасные и быть свободным от плотного и чувственного, но самому сновидцу при этом недостает характера и силы. Все его снаряжение в целом особенно скудно для разрешения рабства субъектно-объектного сознания". Из контекста, откуда взята эта цитата, ясно, что Мерелл-Вольф говорит о человеке в дневном его состоянии, а не об обычном ночном сне.
В книге Успенского я также обнаружила, что проблема утомления не редкость, и что Гурджиев тоже считал, что "аккумулятор" внимания быстро истощается, потому что его ресурсы очень ограничены. В то же время, он говорил, что речь идет именно о "ментальном" внимании, то есть, как я понимаю, о чисто ментальном усилии. Гурджиев считал, что существуют еще два вида внимания (тут я описываю это в удобных для меня терминах), которые можно задействовать - эмоциональное и телесное. В случае с эмоциональным концентрироваться нужно на чувствах, а с телесным - на физических ощущениях, на теле. Сама идея того, что это разные виды внимания, показалась мне редкостной дикостью - как же так, ведь состояние внимания первично, а куда его направить - вторично. Неужели в зависимости от предмета внимания мы подключаем совершенно разные, как выражался Гурджиев, "аккумуляторы"? Вопрос, опять же, чисто практический, то есть только на собственном эксперименте можно проверить, так это или не так. На сегодняшний день я подобного явления не обнаружила.
В книге Успенского приводятся слова Гурджиева о том, что есть возможность сэкономить энергию за счет:
1. Уменьшения отрицательных эмоций
2. Практики осознания себя (я нашла, что для этого тоже требуются усилия, что может утомлять)
3. Расслабления скелетной мускулатуры во время деятельности (заключается в выискивании напряженных мышц, незадействованных в текущей работе и расслаблении их)
4. Экономного расходования "интереса" (я не до конца поняла, что имеется под этим в виду, но, вероятно, предполагается некое ограничение реализации своих желаний, чтобы занимать ум меньшим количеством дел)
5. Экономного расходования "внимания" (вот это интересный момент, т.к. не ясно, как это сочетается с осознанием "себя", вероятно, Гурджиев называл "вниманием" и "осознанием" все же не то, о чем я здесь пишу)
Я привожу это здесь для того, чтобы вы могли проводить собственный эксперимент. Лично для меня пункты 4 и 5 не имеют практического применения.
Уже в первых моих экспериментах с тем, что упомянуто в пунктах 1 и 3, я заметила, что стало гораздо легче вспоминать "себя" (введу эквивалентный термин: "сохранять присутствие"). В виде рабочей модели я представила себе это так: фиксация на телесных ощущениях и чувствах создает "якорь" в состоянии "здесь-и-сейчас". Это препятствует глубокому погружению в транс (гипнотическое состояние) и позволяет быстрее и чаще возвращаться к состоянию "присутствия". То есть сама по себе работа по расслаблению телесных и эмоциональных напряжений не являются "присутствием", как я думаю, а подставляют (1) "костыли", ступеньки, облегчающие переход, и (2) факторами сбережения энергии, которую можно направить на вспоминание "себя".
Кажется, из упомянутой выше книги "Нарисованное радугой" я выписала, "…что здесь на самом деле может быть утомительным - так это усилие попытки узнавания….". Речь идет об узнавании состояния, называемого ригпа, но для целей данной книги я просто хочу сказать, что, аналогичным образом, попытки понять, находитесь ли вы сейчас в "состоянии Наблюдателя", достаточно ли вы "глубоко внимательны" и так далее - утомительны. Поэтому, вслед за автором "Нарисованного радугой" я повторю: "Противоядие утомлению - с самого начала расслабиться глубоко внутри; позволить всему быть, как оно есть" и "..нужно максимально расслабиться; все трудности возникают из-за отсутствия расслабления. И, если это расслабление не придёт глубоко изнутри, мы определённо утомимся. Наш двойственный ум легко утомляется". "Утомление появляется именно от этого двойственного подхода, от постоянного наблюдения - "Ага, вот оно!", или: "А теперь его нет". Это и есть источник утомления; сам процесс узнавания и отвлечения от ригпа совершенно не утомляет, а происходит сам по себе". Все сказанное в полной мере относится к практике внимательности, даже если о состоянии ригпа мы в первый раз слышим.
Александра