Вождение автомобиля - это процесс, характеризующийся отсутствием необходимости стопроцентного "присутствия" в обстановке, полной постоянной концентрации на том, что происходит. Возможно, дорожная автоинспекция забросает меня полосатыми палочками, но каждый, кто задумается об этом, увидит, что на дороге наше внимание то включается, то выключается в зависимости от критичности ситуации. Вот я стою на светофоре, тут же впадая в сонный ступор, потом вспоминаю какую-то проблему, начинаю ее обдумывать, все трогаются с места, я на автомате поступаю так же, хотя мысли мои далеко. Но вот меня пытаются подрезать слева, я перерываю размышления, реагирую, и еду дальше с неприятным чувством, что я что-то забыла. Если мысли не были особо важными, то я могу так и не вспомнить, о чем же я думала. В то же время, слегка заметный раздражающий осадок может быть заметен - я не додумала мысль до конца. Именно так и происходит в большинстве случаев вождение автомобиля - мы производим действия на автомате, лишь изредка возвращаясь к реальности.
Для тренировки внимания можно, например, избрать такую стратегию. Каждый раз, когда вы ждете на светофоре или в пробке, вы себе "разрешаете" думать, причем используя метод "акцентированного рассудочного мышления". То есть, вы четко формулируете вопрос, который вы хотите решить, и думаете только о нем, отсекая все лишнее. Как только машины трогаются, вы перестаете размышлять и концентрируетесь на вождении. Последнее также должно основываться на ключевой установке "отсекая все лишнее". Это значит, что вы полностью включены в процесс вождения, даже в те его моменты, которые вы проделывали раньше на автомате, считая безопасными. Вероятно, в процессе выполнения этой стратегии вы заметите, что стали выбирать новые маршруты, а на старых делаете вещи, не типичные для вас. Ситуации типа "ну как я могу в сотый раз попадать в одну и ту же яму!" могут стать более редкими, в то время как вы можете начать запоминать наиболее удачные ходы (в какой ряд встать на этом перекрестке или с какой стороны разбита дорога). Конечно, все перечисленное не является целью упражнения. Осознанное вождение может доставлять большое удовольствие, однако есть опасность, что человек может стать излишне самоуверенным и начать "лихачить". Интересно также отследить в себе эволюцию чувства превосходства перед "другими, которые как стадо овец стоят в этой пробке, которую можно объехать". Заметить эмоции подобные этой может стать прекрасной опорой для практики внимательности с опорой на "тело эмоций".
Александра