Если верить Успенскому, Гурджиев рекомендовал на каком-то этапе практики сосредотачиваться на ощущениях физического тела, особенно, на расслаблении тех частей, которые не вовлечены непосредственно в деятельность. Фактически это служит двум целям - как уловка, позволяющая "заземиться" в состоянии "здесь-и-сейчас", и как способ снять внутренние неосознанные напряжения, имеющие прямые проекции на теле (последнее проверить легко - ну, зачем вы сейчас так ненужно напрягаете мышцы лица?). Концентрация внимания на теле используется во многих буддийских техниках в самых разных вариантах.
Например, Махаси Саядо описывает в своей книге "Медитация Сатипаттхана Випассана" концентрацию на разных движениях и местах тела. Особенно актуально звучит это тогда, когда обнаруживаешь, что не способен сосредоточиться на множестве телесных ощущений и движений, происходящих одновременно. Чарьз Тарт в своей книге "Пробуждение" также обсуждает подобные техники, например, отслеживание положений тела в течение дня. В книгах Успенского также можно найти технику, при которой нужно занимать неудобные телесные позы для того, чтобы они потом напоминали о необходимости быть внимательным. Я эту методику применяла очень ограниченно просто потому, что намеренно причинять себе страдания не считаю нужным.
В рамках Пути Учителей в суфизме известна практика, по поводу которой Ходжа Бахауддин Накшбанд сказал: "Основа этого пути построена на дыхании. Чем больше человек способен осознавать собственное дыхание, тем содержательнее его внутренняя жизнь". Он добавил также, что, помимо всего прочего, важно осознавать изменения, происходящие при смене вдоха выдохом. Вообще, концентрация на дыхании (на всех его фазах или только на некоторых) является базовой техникой во многих религиозных направлениях и является прекрасной основой для тренировки внимания, умения расслабляться и знакомиться все с более "тонкими" психическими состояниями.
Один из наиболее известных, распространенных и практических примеров связанного с телом тренировок внимательности называется осознавание вдохов-и-выдохов (анапанасати). В буддийских такстах предписано особое и определенное положение тела для подобной тренировки. Если вы хотите попробвать работать над собой с использованием этого упражнения, то советую обратиться к литературе на эту тему, доступной сейчас в большом количестве. Я лично вижу недостаток применения этого метода как основного пути в том, что для современного городского жителя он практически недоступен: образ жизни большинства из нас просто не даст нам много времени уделять этому, а работать над собой нужно 25 часов в сутки.:)
К чему стремиться при работе с физическим состоянием:
Развивать в себе способность замечать напряжения в теле расслаблять их
Тренировать однонаправленную концентрацию на дыхании
Александра