По книге Е.Васильевой "СУПЕРПАМЯТЬ или Как запомнить, чтобы вспомнить?".
1 этап - разделение существенной и несущественной информации;
2 этап - отделение главной мысли от второстепенных мыслей в существенной информации;
3 этап - "сжатие" главной мысли до слова-образа с целью формирования "ключа к информации".
1 этап
Практически любой текст (кроме художественного) содержит существенную информацию (около 30-40%) и несущественную (около 60-70%). Несущественная информация (лингвистическая избыточность) помогает нам понять важную информацию и поддерживает концентрацию внимания на ней, являясь слабым раздражителем. Несущественная информация - это вводные слова, связующие фразы, ненужная и неинтересная для вас информация. Существенная информация - это ключевые слова и словосочетания, несущие основное смысловое значение текста. Опираясь на них, мы сокращаем текст, облегчая усвоение прочитанного.
Первым этапом Алгоритма абзаца является разделение существенной информации и несущественной. Чтобы осуществить процесс разделения, нужно ответить на вопросы: "Кто делает что?" и "Важно или неважно?". (Следует отметить, что важность рассматривается с позиции автора и логики повествования.)
Первый вопрос позволяет выявить ключевые слова и словосочетания. Как сказал С.Л.Рубинштейн (1988): "Возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания". Второй вопрос позволяет оставить только важные из них. В результате "просеивания" информации остается существенная информация в виде "телеграммы" - текста, показывающего движение мысли от известного к неизвестному и несогласованного в падежах.
Следует отметить, что понимание речи обеспечивает воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение - это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Другими словами, воссоздающее воображение переводит слова на "язык мозга" - образы и пространственно их там "размещает".
Какие же слова переводятся в образы? А какие слова эти образы пространственно размещают?
Воспринимаемые слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении. Например, слова "машина" и "дорога" имеют конкретные зрительные образы. А теперь прочитайте фразу: "Шикарная … быстро мчится по извилистой …".
Не совсем понятно, о чем идет речь, потому что мы ничего не представляем, у нас нет образов. Подобные слова: предлоги, падежные окончания, служебные части речи, глаголы и прилагательные не имеют образов, а передают различные пространственные отношения между ними. Эти слова (пространственные операторы) воспринимаются мышлением и через него выстраивают образы (существительные) в нашем воображении по порядку, как говорит собеседник. То же самое происходит и при чтении легкого текста. Мы интуитивно используем некоторые слова или фразы в качестве опорных, несущих основное смысловое значение. Такие слова в дальнейшем будем называть ключевыми. Опираясь на эти ключевые слова в процессе чтения мы сокращаем текст, и тем самым облегчаем усвоение прочитанного.
Что же является ключевыми словами? Ключевыми словами являются, прежде всего, существительные, глаголы, наречия. Ключевыми словосочетаниями являются устойчивые словосочетания, сложные термины, названия разделов, методов и т.п. Ключевыми словами быть не могут местоимения, междометия, предлоги и союзы.
Важно научиться быстро и качественно разделять существенную информацию от несущественной. Это повышает скорость чтения текста и экономит время. Выбор ключевых слов является первым этапом смыслового сжатия текста и формируется в процессе практических упражнений.
Ключевые слова в художественных произведениях и нехудожественных текстах при всем их различии имеют общее - они акцентируют внимание читателя на смысловой и эмоциональной стороне читаемого, ускоряют процесс восприятия и облегчают усвоение текста.
2 этап
К существенной информации относится главная мысль и второстепенные мысли. Главная мысль абзаца может быть выделена автором и дана после слов - ориентиров: итак, в результате, таким образов, в итоге и т.д. В этом случае нам достаточно прочесть ее. Если же автор не выделил главную мысль, то это нужно будет сделать самим. Для этого следует ответить на вопрос: "О чем?" и сформулировать ответ в виде короткого предложения своими словами.
Вот что писал по этому поводу С.Л. Рубинштейн: "Важно подчеркнуть, что если вопрос как начальная фаза процесса в своей предельно лаконичной форме может быть выражен одним словом (где? когда? как? почему?), то ответ, представленный именно суждением, имеет своим языковым эквивалентом законченное предложение, воплощающее структурную речевую единицу мысли в качестве результата мыслительного процесса".
Остальная существенная информация (второстепенные мысли) отвечает на вопрос: "Что именно?" и раскрывает главную мысль. Второстепенных мыслей может быть несколько, и они, как правило, содержат в себе даты, названия, цифровую информацию, имена ученых, схемы и т.д. Для запоминания этой точной информации применяют методы мнемотехники.
Выделение главной мысли является вторым этапом смыслового сжатия текста и зависит от ваших особенностей. Для одного важной может показаться одна мысль, для другого - другая.
Главное условие при чтении текста - понять позицию автора, понять, что он хотел сказать, что для него было самым важным. Если ваша точка зрения отличается от авторской, то вы станете спорить с ним и запомните текст. Если же совпадает, то вы будете испытывать положительные эмоции и тоже хорошо запомните текст. В таком случае процесс чтения будет напоминать диалог читателя с автором.
3 этап
Из предложения, выражающего главную мысль, выделим слово-образ, т.е. слово, имеющее конкретный образ. Причем словом-образом может быть не обязательно ключевое слово, а "любое, первое пришедшее на ум" (любая ассоциация). "Сжатие" главной мысли до слова-образа осуществляется с целью формирования "ключа". "Ключ"- называется информация, включающая название текста и последовательность главных мыслей, запомненная методами мнемотехники. Вспомнив "ключ", вы вспомните и остальную информацию (сначала - главные мысли, а потом и второстепенные). Формирование "ключа" является, кроме того, и психологическим фактором. Возможность проверить свои знания в любой момент придает уверенность в себе и своих способностях.
Использован материал сайта http://www.yugzone.ru