Выделяя какую-то определенную мысль из густого тумана наслоений зрительных образов,звуков,ароматов и вкусов-из всего того,что составляет нашу жизнь,мы обычно используем два качества ума:способность к анализу и способность к синтезу.Анализ-это разделение большой идеи на более мелкие.Синтез-это комбинация некоторого колличества информации на основании определенного принципа.Осознавая сложность огромного колличества получаемой нами информации,мы стараемся сортировать наши мысли по определенным категориям.Мы расставляем мысленные скобки в материале накопленного нами жизненного опыта.
Анализ-это процесс выявления отличительных черт.Так ,описывая свою внешность,вы мысленного разделяете свое тело на отдельные части и затем характеризуете каждую из них в отдельности.Однако если заранее не определить последовательность описания,то оно будет совершаться беспорядочно и состоять из отдельных несвязанных описаний.
Во многих профессиях,чтобы стать мастером своего дела, нужно овладеть искусством классификации.Интеллектуально развитый человек обычно знает ,на что он должен обратить свое внимание,а что проигнорировать.Человек,не тренирующий свой разум,посмотрит на дерево и скажет:"дерево".Человек с развитым интеллектом,глядя на то же самое дерево,разглядит форму листьев,цвет коры,пропорции частей,определит породу дерева,его возраст.Таким образом,восприняв отдельные детали,классифицировав их в своем сознании на основании определенных критериев,он сможет интегрировать эту информацию и выдать мысли,касающиеся объекта (в данном случае дерева) в целом.
Проблема появляется тогда,когда мы становимся умственно ленивы и ограничиваемся тем,что классифицируем вещи только на те,что нам нравятся и те,что не нравятся.Мы смотрим на вещи слишком просто,а ведь именно способность оценить явление с разных точек зрения помогает принимать правильные решения.
Хорошим приемом для упражнения аналитических способностей и развития наблюдательности является эксперимент с классификацией одного и того же объекта с разных точек зрения.Оглянитесь и выберите в комнате какой-нибудь объект.Это может быть стул,башмак или кожаная сумка.Посмотрите на выбранный предмет и оцените его со следующих точек зрения:
-происхождение;
-материал;
-история;
-текущее использование;
-будущее.
Например,если вы посмотрите на стул,то наверняка сможете выделить некоторую конкретную деталь,наводящую на мысль ,каким образом этот стул был изготовлен.Измените установку, и вы увидите материал,из которого он сделан.Подумайте над тем,что могло происходить со стулом до настоящего времени и ,вы ,наверняка, найдете ключ к его прошлому-следы собачьих следов,пятна,трещины,царапины.Также вы можете задуматься над различными вариантами использования стула и предсказать ему будущее.
Со временем,если начнете практиковаться подобным образом,вы увидете,что даже повседневные,намозолившие глаза вещи могут сать привлекательными и очаровывающими.Если вы начнете мыслить в новых направлениях,это приведет к тому,что число этих направлений будет постояннно увеличиваться .
Статья написана на основе материала книги Тома Вуджека "Тренировка ума"