Предлагаем Вашему вниманию новую статью Ильченко Сергея "Творческая раскрепощенность". Мы продолжаем рассматривать идеи высвобождения творческого потенциала личности в процессе обучения.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТОЛПА
Порядок-это ,безусловно,хорошо. Хорошо ,когда общество выполняет свои законы,оберегая себя от анархии и беспредела,хорошо,когда дети уважают своих родителей и слушаются старших,хорошо,когда каждый делает свое дело и не лезет в дела других…Однако нет ничего хорошего,когда человек начинает мыслить шаблонами,ограничивая свое мышление привычными ,общепринятыми рамками,когда в обществе начинает действовать тоталитарная психология толпы.Ничего хорошего нет в том,когда личность из страха перед людьми ,из страха непонимания стремиться походить на общепринятый эталон.
Думаю,что процесс разрушения личностного,творческого начала в человеке начинается еще в раннем детстве,в школе и семье.Именно там ребенок получает первые удары по своей уникальности и индивидуальности.Когда ты не такой как все,мыслишь неординарно,ведешь себя необычно,это вызывает насмешки ,непонимание,а порой и издевательства.Ребенок в такой ситуации,желая защитить себя,подавляет в себе свое творческое начало,свою индивидуальность,начинает бояться мыслить и вести себя иначе,чем это принято большинством,ведь большинство-это сила,которая может подавить и уничтожить.Появляется страх провала и осмеяния.
Со временем ребенок становиться взрослым,но страх так и остается с ним.
Поднятая мною здесь тема слишком широка,чтобы раскрыть ее в рамках этой статьи,поэтому ,учитывая специфику нашего сайта,рассмотрим тему ограничений самовыражения личности на примере обучения.Основное внимание при этом уделим вопросам обретения творческого раскрепощения относительно работы с информацией.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Большинство из тех конспектов,которые мне доводилось видеть,представляли собой аккуратно написанные строчки текста.Традиционно особенно аккуратны конспекты девушек.У меня складывается впечатление,что система обучения у нас в России существует и развивается в абсолютном неведении относительно достижений современной психологии и педагогики.Она упорно продолжает зиждеться на традициях линейного конспектирования.Даже многие преподаватели в вузах позволяют себе монотонную диктовку.Студент обычно при этом выполняет роль безучастного "писарчука".Подсознательно многие учащиеся считают,что если все аккуратно уложено в конспекте,то также аккуратно,по полочкам, это уложется в голове.
Однако это не так.Механическое запоминание и моторика-это диаметральный полюс активного восприятия и творческой переработки информации.Привычка автоматически записывать слова ,сказанные учителем или лектором,укореняется в нас еще в средней школе.Часто учителя позволяют себе проверять у учеников тетради с их записями и конспектами,упрекая своих воспитанников за "неряшливость","неаккуратность", "неполноту информации".При этом конспект ,написанный "без помарок" и полностью дублирующий речь преподавателя,обычно удостаивается похвалы и представляется всем остальным в пример.
Сделайте смелый шаг-откажитесь от стандартного конспекта.Я предлагаю вам отличную альтернативу,достойную человека творческого и независимого,-методику карт памяти.Более подробно об этой уникальной технологии вы можете узнать на нашем сайте.Однако в целом,чтобы преодолеть влияние косных традиции записи,советую вам придерживаться следующих принципов:
записывайте лишь то,что ,по вашему мнению,действительно нужно записать.Информацию хорошо знакомую и очевидную,а также различную "словесную воду" для связки слов и предложений записывать не стоит. Не плохо было бы записывать ваши мысли,возникающие в процессе восприятия учебного материала.Это могут быть эмоциональные комментарии,возникающие вопросы,симпатии,анитипатии, неожиданные открытия:"о,как это интересно!',"сегодня наш лектор явно не в духе","а,что будет,если…","а я бы сделал по-другому!" и т.п.Фиксирование мыслей,эмоций и идей существенно повышает запоминаемость воспринимаемого материала и стимулирует ваш интерес к предмету изучения.
Смело используйте различные графические средства.Разработайте свою цветовую символику.Снабжайте свои конспекты рисунками(не страшно,если они будут понятны только вам),стрелками ,подчеркивайте, выделяйте и забудьте об аккуратности.Важно,что через активное восприятие вы аккуратно укладываете информацию у себя в голове,а не в тетради.Ваш конспект должен быть максимально личностным и творческим.Не ограничивайте себя в самовыражении.Ваш нечего стесняться,будьте выше этого,будьте творчески раскрепощенными.
НЕОРДИНАРНАЯ ПАМЯТЬ
Ваша память уникальна.Уверяю вас,что у вас нет никаких причин жаловаться на нее и сомневаться в ее возможностях.
В последнее время большую популярность приобрели мнемонические приемы запоминания,которые раньше были секретными методиками "интеллектуальных" фокусников,которые зарабатывали на жизнь,демонстрируя невероятные возможности своей памяти.Мнемоника основывается на определенных принципах,определяющих работу памяти.Один из таких принципов заключается в том,что яркие,выдающиеся,примечательные вещи буквально врезаются в нашу память с невероятной силой.Однако,как это не печально,чаще всего запоминать нам приходиться информацию вполне заурядного характера.И вновь я призываю вас к творческой раскрепощенности.Используйте свой творческий потенциал для того чтобы переработать подлежащую запоминанию информацию,сделать ее яркой и необычной.Допустим,вам нужно запомнить список дел на сегодня:
-прийти на деловую встречу в 11:00 в кафе;
-отправить поздравительную открытку старому приятелю;
-поговорить с начальником по поводу повышения;
-зайти в парикмахерскую и сделать прическу;
-купить в супермаркете десяток яиц и булочек;
-позвонить свой одинокой бабушке в деревню.
Свяжите этот список с яркими,незабываемыми образами.Представьте себе кафе,в котором на столе лежит огромная толстая открытка,под которой ,корчась от навалившейся тяжести,лежит ваш начальник ,у которого прическа-панковский ирокез.На гигантской открытке ,усугубляя незавидную участь вашего начальника,лежат килограммовые разноцветные яица вперемешку с большими ароматными булочками.За соседним столиком сидит ваша бабушка,переживающая за несчастного начальника.Скажете-это нелепо.Согласен,так и было задумано.Может вы возразите,что это глупо и несерьезно.Что ж,тоже соглашусь.Однако,кто проникнет в ваш ум,чтобы уличить вас в чем-то?Так,что фантазируйте ,не зная границ!И в вашем арсенале появится удобный и легкий способ надежно записать в свою память нужную информацию.
Итак,выйдите из привычных рамок,подвергните сомнению и переосмыслению свои стереотипы,избавьтесь от обременительных шаблонов.Пусть ваше мышление обретет легкость и станет свободным,дабы создать все условия для максимального творческого самовыражения во всех сферах вашей жизни.