Успех в жизни на 80% зависит от
эмоционального интеллекта!
СВОИМ ЭМОЦИЯМ НАЧАЛЬНИК
Людям всегда было характерно стремление к успеху, желание счастья в семье и чувства удовлетворения от выполняемой работы. Чтобы мы ни делали, мы хотим быть успешными и реализовать намеченные цели. Преподаватель Гарвардского университета Д.Големан в своей книге «Эмоциональный интеллект» определил, что значит быть способным: успех человека только на 20% зависит от разума, а на 80% — от умения управлять эмоциями. Хотя некоторые считают эту арифметику просто рекламным трюком, не стоит недооценивать влияния эмоционального интеллекта на эффективность предпринимаемых нами действий.
Ни для кого не секрет, что достижение успеха (в том числе профессионального) зависит не только от интеллектуального потенциала (т.н. академического интеллекта). Нередко люди далеко не блестящих умственных способностей обходят своих коллег, которые показывали в учебе великолепные результаты, достигают большого успеха и поднимаются значительно выше в профессиональной карьере.
Из исследований вытекает, что успех в большей мере зависит не от коэффициента интеллекта, а от разумного владения эмоциями, или эмоционального интеллекта (EQ). Это наше восприятие мира, людей, событий, а также наша реакция на все, которая в свою очередь влияет на эффективность наших действий. Другими словами, эмоциональная интеллектуальность — это умение определить свои эмоции, а также способность управлять ими таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Это относится и к отношениям между людьми. Человек интеллектуальный эмоционально способен почувствовать эмоции и мотивы поведения других и умело ими управлять.
Д.Големан так определяет некоторые способности людей с эмоциональным интеллектом.
Самосознание — знание о своем внутреннем состоянии, предпочтениях, возможностях. Это правильная самооценка и вера в себя, свои возможности и навыки, знание собственной цены.
Саморегулирование — владение собственными эмоциями, импульсами и возможностями, сохранение норм поведения, вежливость, честность, гибкость в меняющихся условиях, инновационность.
Мотивация — стремление к достижениям, активность, инициатива, оптимистический подход к жизни, а также подчинение эмоций реализации намеченных целей, что имеет принципиальное значение для концентрации внимания, самообладания или творческой работы.
Эмпатия — осознание и понимание чувств, потребностей, мотивов других людей, понимание других и т.н. политическое сознание, или понимание эмоционального напряжения группы и отношений между представителями власти.
Общественные умения , которые состоят из умения вызвать у других нужную реакцию, или влиять на других, умение достигать понимания, урегулировать конфликты, руководить, устанавливать контакты, сотрудничать, работать в коллективе.
Умелое управление эмоциями позволяет легче справиться с собой в трудные времена, особенно в условиях роста безработицы. Эмоциональный интеллект помогает сохранить веру в себя и решимость в достижении цели, приспосабливаться к переменам. Каждый успех — это чувство удовлетворения и положительных эмоций, однако, важно не только достичь их, но и удержать эти чувства. Способность вызвать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих — типичное свойство эмоционально интеллектуальных людей.
Работодатели уже давно обращают внимание на эмоциональный интеллект в управлении персоналом. На руководящих должностях особенно важны способность руководить, здоровая самооценка и вера в себя. Менеджер с низкой самооценкой не будет заинтересован в обучении работника, поскольку будет видеть в нем угрозу, конкурента. А уверенный в себе руководитель станет активно поднимать уровень своих подчиненных с целью добиться успехов фирмы.
Для людей, работающих в отделах продаж или обслуживающих клиентов, ключевым является умение определить и понять потребности других людей. Кроме того, работодатели хотели бы видеть в своих сотрудниках такие свойства, как коммуникативность, способность активно слушать, приспосабливаться к новым условиям, спокойно относиться к неудачам и препятствиям, умение владеть собой, сотрудничать и работать в команде, решать споры и конструктивно реагировать на критику, готовность к повышению квалификации.
Несмотря на то что, как и каждая особенность человека, эмоциональный интеллект в определенной степени предопределен генетически и основа для полного использования врожденного потенциала закладывается в детстве, многие необходимые качества можно в себе воспитать и развить. Эффективными способами для этого являются тренинги и семинары с использованием методик, развивающих творческое мышление, коллективное решение заданий, деловые игры, мозговой штурм, работа с камерой, игры, развивающие креативность и т.д. Татьяна МАТВЕЕВА
http://www.rdw.by/